Методический вестник

Дистанционное обучение 
это форма обучения, представляющая собой взаимодействие педагога и обучаемого на расстоянии, содержащая все компоненты учебного процесса и реализуемая с помощью интернет-технологий и других средств, предусматривающих интерактивность
(электронная почта, телефонные переговоры, переговоры с использованием средств сети Интернет). 

 


Принято считать, что:

дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый);
дистанционное образование — это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учреждение образования).

 

Возможные варианты использования дистанционного обучения:

  • совмещение традиционных очных занятий (урок)  с  дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);
  • организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
  • дистанционное самообразование без поддержки куратора.
 

Преимущества дистанционного обучения: 

  • Свобода доступа, мобильность
    — обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). Занятой человек может обучаться без отрыва от основной работы.
  • Снижение затрат на обучение
    — обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. Стоимость курса будет меньше, так как не учитывается заработная плата педагогов, содержание учебных заведений и т. д. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса.
  • Гибкость обучения
    — продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности.
  • Возможность развиваться в ногу со временем
    — пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы.
  • Потенциально равные возможности обучения
    — обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении. Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития).
  • Возможность определять критерии оценки знаний
    — в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные обучаемым в процессе обучения.
 

Недостатки дистанционного обучения:

  • Необходима сильная мотивация
    — практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем.
  • Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности
    — при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде.
  • Недостаток практических знаний
    — обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики.
  • Проблема идентификации пользователя
    — пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно.
  • Недостаточная компьютерная грамотность
    — во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах.
    Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line.
 

История развития дистанционного обучения: