Дистанционное обучение — |
Принято считать, что:
дистанционное обучение — это процесс получения знаний (за него ответственен обучаемый);
дистанционное образование — это процесс передачи знаний (за него ответственен преподаватель и учреждение образования).
Возможные варианты использования дистанционного обучения:
- совмещение традиционных очных занятий (урок) с дистанционными (например, проведение консультаций, дополнительных занятий для мотивированных детей или, наоборот, для слабоуспевающих);
- организация постоянной группы обучаемых (киберкласс) из разных учебных заведений (городов, регионов, стран) для прохождения дистанционного курса, за обучением которых следит (консультирует, помогает) куратор;
- дистанционное самообразование без поддержки куратора.
Преимущества дистанционного обучения:
- Свобода доступа, мобильность
— обучаться можно практически в любом месте и в любое время, используя любые доступные средства (гаджеты). Занятой человек может обучаться без отрыва от основной работы. - Снижение затрат на обучение
— обучаемый несёт затраты на носитель информации, но не на методическую литературу. Отсутствуют материальные траты на проезд к месту обучения. Стоимость курса будет меньше, так как не учитывается заработная плата педагогов, содержание учебных заведений и т. д. Производство электронных учебных материалов не подразумевает вырубку леса. - Гибкость обучения
— продолжительность и последовательность изучения материалов обучаемый выбирает сам, полностью адаптируя весь процесс обучения под свои возможности и потребности. - Возможность развиваться в ногу со временем
— пользователи электронных курсов развивают свои навыки и знания в соответствии с новейшими современными технологиями и стандартами. Электронные курсы также позволяют своевременно и оперативно обновлять учебные материалы. - Потенциально равные возможности обучения
— обучение становится независимым от качества преподавания в конкретном учебном заведении. Дистанционное обучение делает доступным обучение для людей, не имеющих возможности обучаться очно (например, людей с особенностями психофизического развития). - Возможность определять критерии оценки знаний
— в дистанционном обучении имеется возможность выставлять четкие критерии, по которым оцениваются знания, полученные обучаемым в процессе обучения.
Недостатки дистанционного обучения:
- Необходима сильная мотивация
— практически весь учебный материал обучаемый осваивает самостоятельно. Это требует развитой силы воли, ответственности и самоконтроля. Поддерживать нужный темп обучения без контроля со стороны удается не всем. - Электронное обучение не подходит для развития коммуникабельности
— при электронном обучении личный контакт учащихся друг с другом и преподавателями минимален, а то и вовсе отсутствует. Поэтому такая форма обучения не подходит для развития коммуникабельности, уверенности, навыков работы в команде. - Недостаток практических знаний
— обучение специальностям, предполагающим большое количество практических занятий, дистанционно затруднено. Даже самые современные тренажеры не заменят будущим учителям «живой» практики. - Проблема идентификации пользователя
— пока самый эффективный способ проследить за тем, честно и самостоятельно ли обучаемый сдавал экзамены или зачеты, — это видеонаблюдение или очный зачет, что не всегда удобно. - Недостаточная компьютерная грамотность
— во многих странах особенная потребность в дистанционном обучении возникает в отдаленных районах.
Однако в глубинке не у всех желающих учиться есть компьютер с доступом в Интернет и достаточные знания для прохождения обучения on-line.
История развития дистанционного обучения: