1 |
Девиантное поведение школьников Девиантное поведение (от лат. diviatio-отклонение)- отклоняющее поведение, которое определяется как отдельные поступки или система поступков, противоречащих общепринятым в обществе правовым, социальным или нравственным нормам. |
2 |
Существует 3 варианта девиантного поведения: Отклонения, не являющиеся нарушением общепринятых этических норм. Это может быть поведение, не соответствующее возрасту при нормальном психическом развитии (подросток любит играть с игрушками детсадовской поры); Нарушения общепринятых норм, не являющиеся правонарушениями (жадность, эгоизм, недоверчивость, замкнутость, жестокость, которые если не преодолеть приведут к правонарушениям); Правонарушения, т.е. поведение, нарушающее правовые нормы, статьи административного или уголовного законодательства; |
3 |
Отклонения социально-пассивного типа Выражаются в стремлении ухода от активной общественной жизни, от гражданских обязанностей и долга, нежелание решать как личные так и социальные проблемы (уклонение от учебы, отвращение к школе, вражда к учителю, нежелание подчиняться школьным правилам и школьному режиму, бродяжничество, побеги из дома, погружение в мир иллюзий с помощью алкоголя, токсических и наркологических средств, суицид). |
4 |
Отклонения корыстной направленности Проявляющиеся в поступках и правонарушениях, связанных со стремлением получить имущественную выгоду, материальную поддержку (кражи, хищения, спекуляция, мошенничество и др.). |
5 |
Отклонения агрессивной ориентации Проявляющиеся в действиях, направленных против личности (оскорбления, хулиганство, побои, изнасилования, убийства). |
6 |
1. Особенности отдельных психических процессов (повышенная подвижность или заторможенность, повышенная активность нервных процессов или пассивность ребенка, рассеянность, болтливость или замкнутость, повышенная возбудимость, непредсказуемость); Девиантное поведение проявляется в нескольких плоскостях: |
7 |
2. Качества личности и черты характера (неорганизованность, несобранность, лень, невнимательность, недисциплинированность, лживость, драчливость, упрямство, грубость, агрессивность, озлобленность, жестокость); Девиантное поведение проявляется в нескольких плоскостях: |
8 |
Девиантное поведение проявляется в нескольких плоскостях: 3. Низкая общая культура, негативное отношение к нравственным нормам и правилам, к окружающим людям (неопрятность, бестактность, равнодушие, безразличие, невыполнение заданий, пропуски занятий, прогулы, уход из дома и из школы, конфликты со сверстниками и взрослыми, ориентация на узкогрупповые интересы и ценности, копирование образцов асоциального поведения); |
9 |
4. Вредные привычки: курение, употребление алкоголя, токсических и наркотических веществ, увлечение азартными играми; Девиантное поведение проявляется в нескольких плоскостях: |
10 |
Т.О. девиантное поведение проявляется в различных социальных отклонениях: от нарушений норм морали до правонарушений и преступлений. |
11 |
Как предотвратить проявления девиантного поведения Способствовать преодолению трудностей в учебной деятельности и появлению успешности хотя бы в чем–то. Заботиться о сохранениии эмоционально положительных взаимоотношений в семье, со сверстниками и учителями Формировать чувство психологической защищенности (психологическое и социальное равенство в семье, единые требования, исключающие дискриминацию, соблюдение прав ребенка на индивидуальное своеобразие и самоопределение) |
12 |
Наиболее типичные черты подростков с девиантным поведением Отвращение к школе Вражда к учителю Отсутствие всякого интереса к школьной работе Влечение к неорганизованному досугу Интерес к ярким впечатлениям улицы Склонность к азарту Нежелание и неумение подчиняться школьным правилам и режиму Демонстративные нарушения Дезорганизация общей работы |
13 |
Если у вашего ребенка проявляются подобные черты: Подвижный и общительный с раннего детства, склонный к озорству и чрезмерной самостоятельности, способный и легко обучаемый подросток. В школе с первых лет обучения неусидчив, отвлекаем, недисциплинирован. В дальнейшем появляются прогулы и конфликты с учителями и родителями. Склонны к мелким асоциальным поступкам и правонарушениям (демонстрация смелости). Очень выражена потребность в группировании со сверстниками (склонность к лидерству). Увлечения не стойкие, часто меняются. На фоне избегания излишнего контроля и как способ самоутверждения возможны самовольные отлучки и даже побеги. Склонность к алкоголизации. Частые выпивки в своей группе с целью развлечения |
14 |
Разнообразие среды и возможностей для проявления активности Смена видов деятельности Труд в коллективе Уважение , интерес, благожелательность по отношению к нему и его делам Помните, что главное для него – это свобода выбора Справиться с проблемами в поведении вашего ребенка вам помогут |
15 |
Если у вашего ребенка проявляются подобные черты: Частая смена настроения, чувствительность к чужому мнению о себе, обостренная ранимость, унылое, мрачное расположение духа, глубокая и искренняя привязанность и дружба. Эмоциональные переживания приводят часто к депрессии, неврозам, попыткам суицида. Велико стремление понравиться окружающим. Увлечения: музыка, общение в компаниях, хобби эгоцентрические. Провоцирующие факторы: грубость и бестактность, отвержение со стороны близких и сверстников, мелкие неприятности. «Слабое место»: демонстративность поведения, зависимость и крайняя эмоциональная неустойчивость, преобладание отрицательных эмоций. Чаще других приобщаются к субкультурам ЭМО, Готы |
16 |
Справиться с проблемами в поведении вашего ребенка вам помогут Спокойная среда Тактичное и бережное отношение к внутреннему миру Никаких насмешек Похвала и ободрение Родитель в роли друга и, если необходимо, то и утешителя |
17 |
Если у вашего ребенка проявляются подобные черты: Предпочитают одиночество, либо компанию взрослых, замкнуты закрыты и непонятны для окружающих. Страдают в пионерском лагере или другом коллективе, где им навязывается общество. Часто склонны к непонятным чудаковатым поступкам. Увлечения: яркие и весьма прихотливые. Асоциальные действия совершаются ради «борьбы за справедливость» Склонны к приему токсических веществ, усиливающих способности к творчеству, фантазированию. Алкоголь принимают для облегчения контактов со сверстниками. |
18 |
Справиться с проблемами в поведении вашего ребенка вам помогут Контакт с ребенком лучше «один на один», избегать публичного выяснения отношений, высказывания порицаний или похвалы Осторожно: группа!( не навязывать общение, шумные мероприятия и т.п.) Бережное отношение к внутреннему миру и внимание к переживаниям |
19 |
Если у вашего ребенка проявляются подобные черты: Эгоистичен, льстив с сильными и деспот со слабыми, склонен срывать зло на окружающих. В ссоре груб, агрессивен, несдержан. Злопамятность, склонность к эмоциональным взрывам, приступам ревности . Компания сверстников – средство извлечения личной выгоды, либо получения власти. Склонен к побегам, полному разрыву с семьей, азартным играм. Выраженная опасность быстрого развития алкоголизма. Пьет до «полной отключки», опасен в опьянении. |
20 |
Справиться с проблемами в поведении вашего ребенка вам помогут Опора на положительное Апелляция к выгоде или здравому смыслу Залог твоего успеха - аккуратность и тщательность Тактика «Ты же себе не враг» |
21 |
Если у вашего ребенка проявляются подобные черты: Безвольный в учебе, работе, вообще в любой активной деятельности. Непреодолимая тяга только к развлечениям. Безразличие к будущему и неспособность на настоящую дружбу С 12-13 лет – прием алкоголя, бесцельное шатание по улицам, мелкое хулиганство, воровство, побеги из дому. Предрасположенность к различным формам делинквентного поведения: кражам, разбою, хулиганству, алкоголизации и наркотизации |
22 |
Справиться с проблемами в поведении вашего ребенка вам помогут : Тактика «Жесткий кулак»-это строгий режим, дисциплина, неотвратимость наказания за проступок. |