Классному руководителю

 

Нормативные правовые документы

07.08.2023

НОРМАТИВНЫЕ ДОКУМЕНТЫ

свернуть

Учебные программы факультативных занятий воспитательной направленности

07.08.2023

 

свернуть

Учебно-методическая литература

07.08.2023
свернуть

Статьи по теории и практике воспитания 

07.08.2023

Разъяснение учащимся нововведений в Правила дорожного движения, вступающих в силу 27 октября 2022 года

08.11.2022

Рекомендации по проведению родительских собраний вместе с учащимися

19.07.2023

Рекомендации по проведению
родительских собраний 
вместе с учащимися

 

Цель должна быть четко сформулирована.

Желательно пригласить специалиста: психолога, социального педагога, врача-нарколога.

Следует познакомиться с литературой по теме собрания.

Нужно продумать подготовительный этап (до собрания предложить вопросы для обсуждения, анкету, провести классный час, родительское собрание и т. п.).

Формы работы должны быть активными («вовлеки меня, и я пойму»): работа в группах, деловые игры и т. п.

Продумать организацию рефлексии (сформулировать вопросы, фразы, которые нужно закончить).

Помещение должно быть проветрено, подумайте, как удобнее разместить участников собрания, как оформить доску; приготовьте карандаши, бумагу.

Помните, что на таком собрании нельзя говорить об успеваемости и поведении конкретных учащихся, создайте доверительную, а не обвинительную атмосферу.

Помните, что родители обязательно должны узнать что-то хорошее о детях.

Не забудьте поблагодарить всех участников собрания.

Взрослым полезно услышать мнение детей, увидеть их рост, а ребятам важно, чтобы их услышали (дома могут и отмахнуться). Собрание – это общее дело. Следовательно, есть темы для совместного разговора, обсуждения.

свернуть

Проведение обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетних

01.09.2022
Семья наиболее распространенный вид социальной группы, основная ячейка общества, в которой рождается, формируется, развивается и большую часть времени в течение жизни находится человек.

Семейные отношения обычно определяют психологию и поведение человека, поэтому семья представляет особый интерес для социально-психологического исследования. Быть родителем – одна из самых непростых задач. Воспитание детей может приносить большое удовлетворение, однако связано с множеством трудностей. Будущих родителей специально практически нигде не обучают, редко готовят к тому, что ждёт их впереди. И тут родители сталкиваются с трудностями. Ни для кого не секрет, что в последние годы появилось большое количество неблагополучных семей.

У понятия «неблагополучная семья» нет четкого определения в научной литературе. Употребляются синонимы данного понятия: деструктивная семья,  семьи группы риска, негармоничная семья. Неблагополучная семья – это семья, в которой нарушена структура, обесцениваются или игнорируются основные семейные функции, имеются явные или скрытые дефекты воспитания, в результате чего появляются «трудные дети».

Неблагополучные семьи можно условно разделить на две большие группы:

1. Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия:  конфликтные семьи, проблемные семьи,  асоциальные семьи, аморально-криминальные семьи, семьи с недостатком воспитательных ресурсов (неполные семьи);

2. Семьи со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные): внешне респектабельные семьи, однако в них ценностные установки и поведение родителей расходятся с общечеловеческими моральными требованиями, что сказывается на воспитании детей.

Выявление неблагополучных семей является начальным звеном в деятельности по охране детства и предполагает исключительно защиту прав и законных интересов детей с целью предупреждения социального сиротства и сохранения детям их родной семьи.

Выявление неблагополучных семей производится согласно Инструкции о порядке выявления несовершеннолетних, нуждающихся в государственной защите от 05.05.2007 №30, от 25 июля 2012 года №117 (далее Инструкции).

Согласно этой инструкции, учреждения образования (средние школы, дошкольные учреждения) выявляют несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в государственной защите, на основании:

  Изучения условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье;

  Анализа участия родителей в жизнедеятельности учреждения образования;

  Анализа обращений близких родственников, соседей, других граждан;

  Учёта посещения несовершеннолетними УО;

  Выявление несовершеннолетних, не получающих общего базового образования (всеобуч);

  Учёта и анализа совершения несовершеннолетними правонарушений и преступлений;

 Информируют отделы образования о несовершеннолетних, выявленных и признанных находящимися в социально опасном положении, о детях-сиротах, детях, оставшихся без попечения родителей;

  Проводят воспитательно-профилактическую работу с несовершеннолетними и их родителями (Глава 2 п.15).

 

Изучении условий жизни и воспитания несовершеннолетних в семье включает в себя:

1. наблюдение за семьёй;

2. посещение семей классным руководителем;

3. обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего;

4. анализ участия родителей в родительских собраниях;

5. изучение межличностных отношений в семье и с соседями.

Обследование условий жизни и воспитания несовершеннолетнего помогает выявить учащихся, оказавшихся в неблагоприятной жизненной ситуации, а также детей, находящихся в социально опасном положении. Обследование проводится специально созданной комиссией, в которую могут входить: педагог социальный, педагог-психолог,  классный руководитель, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, инспектор по делам несовершеннолетних, мед. работники и др. Хочется отметить, что классный руководитель  как никто иной в УО знает семьи учеников своего класса, непосредственно тесно общается с детьми и их родителями и поэтому  его мнение по семье является значимым. Важно, чтобы при выявлении несовершеннолетних, находящихся а социально опасном положении специалисты руководствовались критериями и показателями социально опасного положения несовершеннолетнего в совокупности согласно приложению 1 Инструкции.

Одним из условий первичного обследования жилищно-бытовых условий является согласование с родителями и родственниками учащегося посещения семьи. После посещения семьи, беседы с родителями составляется акт обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего (далее акт обследования), содержащий заключение комиссии об условиях проживания учащегося и необходимой ему помощи. Форма акта утверждена постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 28.07.2004 года №47. Данный акт является основанием для признания несовершеннолетнего находящимся в социально опасном положении, поэтому к его написанию следует отнестись очень серьёзно и грамотно.

свернуть

Памятка по заполнению акта обследования условий жизни и воспитания несовершеннолетнего

01.09.2023

1. Прописывается дата обследования: число, месяц, год.

2. Фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего ребёнка (одного из семьи) полностью.

Возраст (сколько лет ребёнку), дата рождения полностью,  место рождения (смотреть свидетельство о рождении в личном деле ребёнка, которое хранится у секретаря).

4. Указывается адрес регистрации и адрес практического проживания,  указывается, откуда переехал, телефон домашний, мобильный (если есть).

5. Сведения о родителях:

ФИО матери полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы – заработная плата указывается в рублях за предыдущий месяц на основании справки с места работы,  (если не работает, то какой промежуток времени); слово «безработная», используется в случае, если мать (или другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице (указать какое пособие получает в рублях), во всех остальных случаях пишется – «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально – так и писать и указывать место работы и пр.), в браке состоит с ________года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке, вдова, разведена с ________года, мать одиночка (по форме №2).

ФИО отца полностью, дата рождения полностью, место жительства, возраст, место работы, должность, стаж работы, доходы – заработная плата указывается в рублях за предыдущий месяц на основании справки с места работы,  (если не работает, то какой промежуток времени); слово «безработный», используется в случае, если отец (или другой родитель) состоит на учёте в центре занятости населения по безработице (указать какое пособие получает в рублях), во всех остальных случаях пишется – «не работает» и конкретно указывается какой промежуток времени (если работает неофициально – так и писать и указывать место работы и пр.), в браке состоит с ________года (смотреть свидетельство о браке), не состоит в браке, вдовец, разведен с ________года, находится в МЛС, воспитывает ребёнка один.

В случае если кто-то из родителей проживает в незарегистрированном браке с другим человеком, указываются все сведения о сожителях. Сведения об отце не прописываются, если мать является одинокой и отцовство не установлено (ребёнок рождён от незарегистрированного брака). В ходе посещения необходимо попросить мать ребёнка предоставить комиссии подтверждающий документ (справка ф-2). Если отцовство установлено, прописываются все сведения об отце. В данном случае также должны быть представлены подтверждающие документы (если через ЗАГС – свидетельство о рождении ребёнка, если через суд – решение суда об установлении отцовства).

6. Участие каждого из родителей в воспитании и содержании несовершеннолетнего: указываем конкретно,  кто занимается воспитанием и содержанием ребёнка (детей) – мать, отец, (например, мать ненадлежащим образом занимается воспитанием и содержанием ребёнка, переложила обязанности на свою мать, свекровь, сестру и др.)

7. Состав семьи: прописываются все члены семьи по отношению к несовершеннолетнему, на кого оформляется акт

Мать: ФИО, год рождения, работает (не работает);

Отец: (если есть) ФИО, год рождения, работает (не работает), находится в МЛС, на лечении в …

Брат: (если есть) ФИО, полная дата рождения, УО где учится, воспитывается, если работает – где…

Далее по такому же принципу прописываются все братья и сёстры, если они есть у несовершеннолетнего (ей), указывается возраст, полная дата рождения, место учёбы и т.д.

Сожитель матери: (если он является биологическим отцом ребёнка и постоянно проживает в семье) ФИО, полная дата  рождения, работает (указать где), не работает, является биологическим отцом (указать кого).

8. Сведения о несовершеннолетнем (на кого оформляется акт):

А) несовершеннолетний (няя) является учащимся (прописывается учреждение образования, группа, класс полностью);

Б) у учащихся 1 (2) классов прописывается усваивание учебного материала, у остальных – средний балл.

В)  указать, чем занимается ребёнок в свободное от учёбы время (секции, кружки, факультативы и др.  увлечения ребёнка).

Г) прописывается наличие и соблюдение режима дня ребёнка: времени отхода ко сну, принятия пищи, дневного отдыха, прогулок по свежему воздуху и т.п.

На что обратить внимание при обследовании условий проживания несовершеннолетнего:

– состояние жилого помещения: наличие существенных проблем (трещины в стенах, разбитые окна, плесень на стенах), содержат ли члены семьи жилое помещение в чистоте и порядке (замусоренность, захламлённость, наличие бытовых паразитов, домашних животных, присутствие неприятных запахов внутри жилого помещения,  остатки пищи на полу и мебели и пр.);

–наличие мебели, её достаточность и состояние;

–обеспеченность ребёнка предметами первой необходимости: одежда,  обувь по сезону, гигиенические средства по уходу, место для приготовления уроков и школьные принадлежности, детские книги, оборудованное место для сна, игр и др.;

–обеспеченность ребёнка предметами для игр, соответствующими его возрасту, достаточным пространством  для игр;

–обеспеченность ребёнка едой: запас продуктов питания, мясных продуктов в морозильной камере, наличие свежеприготовленных блюд (попросить хозяев самим открыть и показать наличие продуктов);

–испытывает ли семья финансовые трудности: носят ли они систематический характер, есть ли сопутствующие факторы – безработица, задолженности по счетам, отсутствие света, газа за неуплату и др.

д) прописывается, кто именно осуществляет уход за несовершеннолетним: оба родителя, только мама, в основном мама, только отец, в основном бабушка (дедушка) и др.

е) прописывается группа здоровья несовершеннолетнего, наличие хронических заболеваний, диспансерный учёт, учёт у врачей узкой специальности;

ж)   прописывается с кем и где пребывает ребёнок в летний оздоровительный период либо в каникулярное время: указывается  название деревни, место нахождения дачи, страна пребывания на отдыхе и пр.

9. Взаимоотношения несовершеннолетнего с родителями, другими членами семьи; на что следует обратить внимание:

-степень эмоциональной привязанности ребёнка к обоим родителям и другим членам семьи (понаблюдать, к кому из родителей или других членов семьи ребёнок привязан больше всего), эмоциональная близость с ними (либо эмоциональная отстраненность), адекватное реагирование на потребности ребёнка (либо потребности и запросы ребёнка удовлетворяются в минимальной степени), открытые и доверительные отношения между ребёнком и родителями (либо безразличие, отстраненность одного из родителей (обоих) от ребёнка) и др.

– степень послушания ребёнка и сознательное выполнение ребёнком семейных правил и требований взрослых;

10. Прописывается, какие суммы выплачиваются на несовершеннолетнего (нею): алименты (если разведены или установлено отцовство), пособие (если мать в отпуске по уходу за ребёнком до 3 лет), пенсия;

11. Прописывается, кто является нанимателем данного жилого помещения: ФИО, дата рождения (отец, мать, дедушка и др.)

12. Прописывается количество человек, проживающих в данном помещении и каждый конкретно (напр. мать -_ФИО, дочь – ФИО, бабушка – ФИО, сожитель матери, не являющийся биологическим отцом детей – ФИО, информация о нем, сожительница отца и т.д.);

13. Прописывается размер и благоустройство жилья: (сведения можно получить из документов на квартиру) общая площадь, жилая, благоустроенная квартира (либо наоборот);

14. Прописывается вид помощи, в которой нуждается несовершеннолетний и его семья ( в зависимости от потребности): педагогической, психологической, социальной, правовой, медицинской;

15. Делается вывод об обстановке в семье (стабильная, нестабильная), об условиях проживания и воспитания ребёнка (благоприятные, неблагоприятные), есть ли у ребёнка всё необходимое для полноценного воспитания, развития, обучения, указывается целесообразная помощь несовершеннолетнему: кто либо из родителей не работает – рекомендовать трудоустроиться, нет чего либо  необходимого для ребёнка – приобрести, есть трудности в его воспитании – обратиться к специалистам УО и РСПЦ за помощью, есть признаки неблагополучия – сообщить в службу СППС УО для принятия решения  на совете профилактики.

 

Документ подписывается всеми специалистами, проводившими обследование и утверждается директором учреждения образования.

 

Классный руководитель    класса

Педагог социальный

Педагог-психолог

свернуть
поделиться в: