Организация воспитания

Понятие толерантность

04.12.2023

ТОЛЕРА́НТНОСТЬ

Толера́нтность (от лат. tolerantia — «терпение, терпеливость, способность переносить») — социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям. Толерантность не равносильна безразличию. Она не означает также принятия иного мировоззрения или образа жизни, она заключается в предоставлении другим права жить в соответствии с собственным мировоззрением.

Философский энциклопедический словарь определяет это понятие так:

Толерантность — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надёжности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции.

Толерантность означает принятие и правильное понимание других культур, способов самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Под толерантностью не подразумевается уступка, снисхождение или потворство. Проявление толерантности также не означает терпимости к социальной несправедливости, отказа от своих убеждений или уступки чужим убеждениям, а также навязывания своих убеждений другим людям.

ТОЛЕРАНСТВО И ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Толерантность - это уважительное отношение к мнению, вероисповеданию, культуре и традициям других людей, даже если они отличаются от наших1.

Педагогический процесс - это сложная система, объединяющая в себе процессы воспитания, обучения и развития. Ученые выявляют множество разнообразных связей - как внутри неё самой, так и между её элементами и внешними процессами (общественными, экономическими, культурными и так далее). Самые устойчивые и существенные связи формулируются в виде закономерностей1. Закономерности в педагогике бывают общими (относятся к любому образовательному процессу) или частными (свойственны определённым сторонам системы - например, обучению конкретной дисциплине)1.

Некоторые общие закономерности педагогического процесса, перечисленные Иваном Подласым в пособии «Педагогика. Новый курс» 1999 года, включают:

  • Закономерность динамики: Величина любых изменений зависит от величины изменений на предыдущем этапе.
  • Закономерность развития личности: Темпы и достигнутый уровень развития личности зависят от наследственности, воспитательной и учебной среды, включения в учебно-воспитательную деятельность, применяемых средств и способов педагогического воздействия.
  • Закономерность управления педагогическим процессом: Эффективность педагогического воздействия зависит от интенсивности обратных связей между воспитуемыми и педагогами, а также величины, характера и обоснованности корректирующих воздействий на воспитуемых.

Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/Толерантность_(социология)

свернуть
поделиться в: