Текущее время

Республиканский институт контроля знаний предоставляет спецификацию теста по учебному предмету «Математика» для проведения централизованного тестирования в 2022 году: https://rikc.by/ru/testing/pics/2022/04.pdf

 

Республиканский институт контроля знаний предоставляет спецификацию теста по учебному предмету «Физика» для проведения централизованного тестирования в 2022 году: https://rikc.by/ru/testing/pics/2022/03.pdf

 

Со спецификациями тестов по всем учебным предметам можно ознакомиться на официальном сайте Республиканского института контроля знаний на странице: https://rikc.by/49-specifikaciya-testa-po-uchebnomu-predmetu-dlya-provedeniya-centralizovannogo-testirovaniya-v-2022-godu.html

Постановление Министерства образования Республики Беларусь 3 марта 2020 г. № 16 «Об определении отметок, приравниваемых к неудовлетворительным»: https://pravo.by/document/?guid=12551&p0=W22035143

Телефоны горячих линий

ТЕЛЕФОНЫ «ГОРЯЧИХ ЛИНИЙ»

для оперативного рассмотрения вопросов организованного завершения 2021/2022 учебного года, организации и проведения выпускных экзаменов и итоговой аттестации учащихся

 

ГУО «Полочанская средняя школа Молодечненского района»

 

Заместитель директора по учебной работе – Михальцова Елена Владимировна

 

72 21 80

ГУО «Полочанская средняя школа Молодечненского района»

 

Директор - Закружный Павел Михайлович

 

72 21 80

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

 

Начальник   отдела дошкольного, общего среднего и среднего специального образования – Лозовик Татьяна Владимировна

 

77 28 92

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

 

Заместитель начальника управления – Артышевич Ольга Владимировна

 

77 12 85

Управление по образованию Молодечненского райисполкома

 

Начальник управления – Драпеза Инна Феликсовна

 

77 28 82

Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета

 

Приёмная начальника главного управления по образованию Миноблисполкома

 

8 017 5004226

Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета

 

Первый заместитель начальника главного управления по образованию облисполкома - Филистович Софья Петровна

 

8 017 5004163

Главное управление по образованию Минского областного исполнительного комитета

 

Отдел дошкольного, общего среднего, профессионально-технического и среднего специального образования -  Мартинкевич Елена Викторовна

 

8 017 5170122

 

 

 

 

свернуть

Расписание выпускных экзаменов - II ступень

Расклад выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2021/2022 навучальным годзе

 

IX “А” клас

 

Дата

Пачатак экзамену

Прадмет

Форма правядзення экзамену Кабінет

2 чэрвеня

9.00

руская мова

у пісьмовай форме (дыктант)

№ 11

7 чэрвеня

9.00

беларуская мова

у пісьмовай форме

(дыктант)

№ 11

9 чэрвеня

9.00

матэматыка

у пісьмовай форме

№ 11

 

IX “Б” клас

 

Дата

Пачатак экзамену

Прадмет

Форма правядзення экзамену Кабінет

2 чэрвеня

9.00

беларуская мова

у пісьмовай форме

(дыктант)

№ 10

7 чэрвеня

9.00

матэматыка

у пісьмовай форме

 

№ 10

9 чэрвеня

9.00

руская  мова

у пісьмовай форме (дыктант)

№ 10

 

свернуть

Расписание выпускных экзаменов - III ступень

Расклад выпускных экзаменаў па завяршэнні навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2021/2022 навучальным годзе

 

ХІ клас

 

Дата

Пачатак экзамену

Прадмет

Форма правядзення экзамену Кабінет

1 чэрвеня

9.00

беларуская мова (павышаны ўзровень)

у пісьмовай форме (пераказ)

№ 8

3 чэрвеня

9.00

матэматыка

у пісьмовай форме

№ 8

6 чэрвеня

 

9.00

нямецкая мова

у вуснай форме

№ 15

8 чэрвеня

 

9.00

гісторыя Беларусі

у вуснай форме

№ 14

 

свернуть

Расписание консультаций - II ступень

Расклад  кансультацый па вучэбных прадметах, па якіх праводзяцца выпускныя экзамены па завяршэнні навучання і выхавання на II ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2021/2022 навучальным годзе

 

ІХ “А” клас

Дата

Час

Прадмет

Кабінет

Настаўнік

01.06.2022

08.00 – 08.45

руская мова

№ 11

Лістападава Н.І.

06.06.2022

09.00 – 09.45

беларуская мова

№ 11

Шчуцкая С.І.

08.06.2022

09.00 – 9.45

матэматыка

№ 11

Гурыновіч В.М.

 

 

ІХ “Б” клас

Дата

Час

Прадмет

Кабінет

Настаўнік

01.06.2022

08.00 – 08.45

беларуская мова

№ 10

Шчуцкая С.І.

06.06.2022

09.00 – 09.45

матэматыка

№ 10

Гурыновіч В.М.

08.06.2022

11.00 – 11.45

руская мова

№ 10

Лістападава Н.І.

 

свернуть

Расписание консультаций - III ступень

Расклад  кансультацый па вучэбных прадметах, па якіх праводзяцца выпускныя экзамены па завяршэнні навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі ў 2021/2022 навучальным годзе

 

ХІ клас

 

Дата

Час

Прадмет

Кабінет

Настаўнік

31.05.2022

14.50 – 15.35

беларуская мова (пу)

№ 7

Шчуцкая С.І.

02.06.222

09.00 – 09.45

матэматыка

№ 8

Завацкая Л.М.

03.06.2022

09.00 – 09.45

нямецкая мова

№ 15

Ількевіч Н.М.

07.06.2022

09.00 – 09.45

гісторыя Беларусі

№ 14

Півавар А.А.

 

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКЗАМЕНУ ПО ПРЕДМЕТУ «ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по организации и проведению обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования

 

  1. Общие положения

Цель обязательного выпускного экзамена по учебному предмету “История Беларуси” по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования– оценка уровня усвоения выпускниками содержания учебного предмета в соответствии с требованиями учебной программы.

На выпускном экзамене будет проверяться усвоение учащимися содержания учебного предмета «История Беларуси» за период обучения на ІІ и III ступенях общего среднего образования (с древнейших времен до наших дней).

На экзамене оценивается:

знание теоретического учебного материала и умение работать с ним (объяснение исторических понятий и теоретических выводов с помощью фактов; соотнесение исторических событий с процессом; объяснение причинно-следственных связей между фактами);

знание фактологического учебного материала и умение работать с ним (сравнение исторических событий; обобщение исторических фактов и формулирование на этой основе выводов; характеристика деятельности исторических личностей и творчества деятелей культуры);

хронологические знания и умения (определение хронологических рамок исторических событий, процессов, определение их последовательности, синхронности, выделение в них этапов и периодов);

картографические знания и умения (определение местоположения различных объектов на исторической карте; использование исторической карты как источника информации; характеристика геополитического положения страны);

знание исторических документов и умение работать с документальными материалами (поиск исторической информации в документальных материалах, анализ содержания документа; характеристика позиции автора исторического первоисточника);

знание различных точек зрения на одни и те же исторические события, процессы, деятельность их участников и умение соотносить оценки (сравнение их аргументации, выявление в них общего и различного; определение и обоснование собственного мнения).

  1. Содержание экзамена

Экзамен по учебному предмету “История Беларуси” будет проводиться по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь. Каждый билет включает три вопроса.

По первому и второму вопросу учащиеся представляют устный развернутый ответ. Третий вопрос направлен на выявление уровня сформированности у выпускников следующих умений:

синхронизации событий, процессов истории Беларуси и всемирной истории с определением общего и различного;

соотнесения исторических событий с общественно-историческим процессом;

сравнения исторических событий по предложенным (базовый уровень) или самостоятельно определенным критериям (повышенный уровень);

объяснения причинно-следственных связей между историческими событиями, явлениями, процессами;

раскрытия содержания исторических терминов;

анализа содержания исторического документа;

анализа статистических данных;

характеристики деятельности исторической личности;

характеристики творчества деятеля науки (культуры);

характеристики социально-экономического (геополитического) положения Беларуси с опорой на историческую карту;

характеристики исторической тематики в произведениях белорусской литературы и искусства.

Содержание третьего вопроса разрабатывается учителем и утверждается руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов.

При подготовке заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов рекомендуется подбирать источники информации, которые не содержат развернутой характеристики изучаемых событий. Такими источниками информации могут быть документальные материалы (выдержки из хрестоматий, свидетельства и воспоминания об исторических событиях); статистические материалы (представленные в таблицах или текстах данные социально-экономического развития); учебные настенные карты по истории, имеющие гриф Министерства образования Республики Беларусь.

Примеры конструирования заданий для третьего вопроса экзаменационных билетов представлены в пособиях:

Паноў С.В., Ярашэвіч Л.А. Зборнік заданняў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі”. 11 клас. Дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2015.

Панов С.В., Ярошевич Л.А. Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси». 11 класс. Пособие для учителей учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.– Минск: Аверсэв, 2015;

Паноў С.В., Ганушчанка Н.М. Гісторыя Беларусі: практычныя заданні для падрыхтоўкі да абавязковага выпускнога экзамену. Дапаможнік для вучняў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання. – Мінск: Аверсэв, 2016;

Панов С.В., Ганущенко Н.Н. История Беларуси: практические задания для подготовки к обязательному выпускному экзамену. 11 класс. Пособие для учащихся учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. – Минск: Аверсэв, 2016;

Паноў С.В., Ганушчанка Н.М., Ярашэвіч Л.А. Зборнік практычных заданняў да выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце “Гісторыя Беларусі” за перыяд навучання і выхавання на ІІІ ступені агульнай сярэдняй адукацыі. – Мінск: Аверсэв, 2017.

Панов С.В.,Ганущенко Н.Н., Ярошевич Л.А. Сборник практических заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси» за период обучения и воспитания на ІІІ ступени общего среднего образования. – Минск: Аверсэв, 2017.

Вышеуказанные учебные издания рекомендуется использовать учителям при составлении третьих заданий экзаменационных билетов и учащимся при подготовке к выпускному экзамену.

При разработке третьих вопросов рекомендуется также использовать следующие учебные издания и учебно-методическую литературу:

Гісторыя Беларусі са старажытных часоў да сярэдзіны ХІІІ ст. 6 клас. Хрэстаматыя / С.М.Цемушаў. – Мінск: Народная асвета, 2012;

Гісторыя Беларусі, другая палова XVI – канец XVIII ст. 8 клас. Хрэстаматыя / В.А. Белазаровіч. – Мінск: Белы вецер, 2015.

Гісторыя Беларусі, 1917–1945 гг. 10 клас. Хрэстаматыя / пад рэд. А.А. Кавалені. – Мінск: Пачатковая школа, 2009;

Великая Отечественная война советского народа (в контексте Второй мировой войны). Хрестоматия / сост. А.А. Коваленя, М.А. Краснова, В.И. Лемешонок, С.Е. Новиков; науч. ред. А.А. Коваленя. – Минск: Белорус. наука, 2008.

Гісторыя Беларусі, другая палова 1940–х гг. – пачатак ХХІ ст. 11 клас. Хрэстаматыя / В.М.Фамін, С.В.Паноў, Т.Ф. Ходзіна. – Мінск: Народная асвета, 2009.

Гінчук В.В. Гісторыя Беларусі: тэставыя і рознаўзроўневыя заданні: 10–11 класы: дапаможнік для настаўнікаў устаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай і рускай мовамі навучання / В.В. Гінчук. – Мінск: Сэр-Вит, 2012.

Корзюк А.А. Выкарыстанне дакументальнага матэрыялу ў працэсе навучання гісторыі. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2012. – № 8.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у часе: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 3.

Корзюк А.А. Лакалізацыя гістарычных фактаў у прасторы: асноўныя метадычныя прыемы. – Беларускі гістарычны часопіс. – 2013. – № 4.

Корзюк А. Выкарыстанне вусных крыніц пры навучанні гісторыі. Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 12.

Корзюк А. Выкарыстанне сродкаў выяўленчай нагляднасці на ўроках гісторыі.Беларускі гістарычны часопіс. – 2014. – № 3.

Для организации самостоятельной подготовки учащихся к экзамену и разработкизаданий для третьего вопроса экзаменационных билетов можно использовать материалы, размещенные в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства»:

Кудрявцева С.А. Интеллект-карты. Готовимся к обязательному выпускному экзамену по истории Беларуси. ХІ класс. – 2016. – № 3.

Кудрявцева С.А., Ганущенко Н.Н. Готовимся к обязательному экзамену по истории Беларуси. – 2016. – № 3.

Паноў С.В. Дыдактычнае канструяванне практычных заданняў да абавязковага выпускнога экзамену па гісторыі Беларусі: тыповыя недахопы і іх пераадоленне. – 2016. – № 4.

Ярошевич Л.А. Алгоритм подготовки обучающихся к обязательному экзамену по истории Беларуси: разработка и перспективы реализации. – 2016. – № 4.

Обращаем внимание на то, что при подготовке учащихся XI класса к выпускному экзамену по истории Беларуси целесообразно учесть результаты мониторинга выпускного экзамена по учебному предмету «История Беларуси», проведенного в июне 2015 г. (опубликованы в журнале «Гісторыя і грамадазнаўства» (№3, 2016)).

 

На выпускном экзамене по истории Беларуси учащиеся могут пользоваться репродукциями произведений искусства и следующими учебными настенными картами, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь:

  1. Каменны век на тэрыторыі Беларусі (100 – 35 тыс. гадоў назад – канец 3-га тысячагоддзя да н. э.)
  2. Бронзавы век на тэрыторыі Беларусі (пачатак II тыс. да н. э. – VIII ст. да н. э.)
  3. Жалезны век на тэрыторыі Беларусі (VII ст. да н. э. – V ст. н. э.)
  4. Балцкае і славянскае насельніцтва ва Ўсходняй Еўропе ў V-IX ст.
  5. Беларускія землі ў IX – першай палове XIII ст.
  6. Утварэнне Вялікага Княства Літоўскага (каля 1245 – 1316 гг.)
  7. Вялікае Княства Літоўскае (XIV – XV стст.)
  8. Вялікае Княства Літоўскае ў канцы XV – першай палове XVI ст. (да Люблінскай уніі)
  9. Беларускія землі ў складзе Вялікага Княства Літоўскага ў XVI ст.
  10. Беларускія землі ў другой палове XVI ст. Утварэнне Рэчы Паспалітай.
  11. Рэч Паспалітая ў канцы XVI – сярэдзіне XVIII ст.
  12. Казацка-сялянская вайна (1648 – 1651 гг.). Вайна Расіі і Рэчы Паспалітай (1654 – 1667 гг.)
  13. Беларускія землі ў сярэдзіне XVII – XVIII ст.
  14. Беларускія землі ў канцы XVIII ст.
  15. Беларускія землі ў складзе Расійскай імперыі ў першай палове XIX ст.
  16. Беларусь у перыяд Першай сусветнай вайны
  17. Лютаўская і Кастрычніцкая рэвалюцыі на тэрыторыі Беларусі.
  18. Барацьба супраць ваеннай інтэрвенцыі на тэрыторыі Беларусі (1918-1921 гг.).
  19. Беларусь у 1919 – 1939 гг. Фарміраванне тэрыторыі рэспублікі.
  20. Беларусь у пачатку Другой сусветнай вайны (01.09.1939–21.06.1941 гг.).
  21. Акупацыйны рэжым на тэрыторыі Беларусі (1941–1944 гг.).
  22. Партызанская і падпольная барацьба на акупіраванай тэрыторыі Беларусі (1941 – 1944 гг.)
  23. Вызваленне Беларусі ад нямецка–фашысцкіх захопнікаў (верасень 1943 г. – жнівень 1944 г.).
  24. Аднаўленне народнай гаспадаркі БССР у першае пасляваеннае дзесяцігоддзе
  25. БССР у 1955–1991 гг
  26. Беларусь у 90–х гг. XX – пачатку XXI ст.
  27. Первая мировая война
  28. Россия в 1917 г. Февральская и Октябрьская революция
  29. Гражданская война и иностранная интервенция в Советской России (1917 – 1922 гг.)
  30. СССР в 20 – 30-е годы XX в.
  31. Вторая мировая война (01.09.1939 г. – 02. 09.1945 г.)

 

При необходимости на выпускном экзамене можно использовать и другие учебные настенные карты по учебному предмету “Всемирная история”.

 

свернуть

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ЭКЗАМЕНУ ПО ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЮ

ОБЯЗАТЕЛЬНОГО ВЫПУСКНОГО ЭКЗАМЕНА

ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК»

ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

НА III СТУПЕНИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

  1. I. Общие положения

Обязательный выпускной экзамен по учебному предмету «Иностранный язык» (далее – экзамен) проводится в устной форме и призван оценить уровень практического владения учащимися изучаемым иностранным языком в пределах требований, определенных образовательными стандартами и учебными программами.

Объектом итоговой аттестации учащихся по учебному предмету «Иностранный язык» является коммуникативная компетенция – владение учащимися совокупностью речевых, языковых, социокультурных норм изучаемого языка, умениями речевой деятельности, в том числе компенсаторными, позволяющими успешно осуществлять межкультурную коммуникацию.

На экзамене определяется уровень сформированности коммуникативной компетенции учащихся и оценивается качество подготовки выпускников учреждений общего среднего образования по учебному предмету «Иностранный язык».

На экзамене учащиеся должны продемонстрировать:

знаниелексических единиц и устойчивых словосочетаний; грамматических явлений продуктивного и рецептивного минимумов; особенностей произношения и ритмико-интонационного оформления коммуникативных типов предложений, предусмотренных учебной программой;

умение оформлять устные высказывания в соответствии   фонетическими, лексическими и грамматическими нормами изучаемого языка для решения коммуникативных задач в стандартных и нестандартных ситуациях общения (запросить и сообщить информацию, дать совет,  высказать пожелание, принять или отклонить предложение, выразить и аргументировать свою точку зрения и др.); понимать / извлекать информацию из аутентичных / частично адаптированных текстов с различной степенью точности, глубины и полноты при чтении и восприятии речи на слух и интерпретировать воспринимаемую информацию;

владение фонетическими, лексическими и грамматическими нормами изучаемого иностранного языка, достаточными для решения коммуникативных задач в стандартных и нестандартных ситуациях; навыками и умениями извлечения информации при чтении и восприятии речи на слух; навыками и умениями устного речевого общения (логично и последовательно излагать свои мысли в сообщениях/описаниях предметов и явлений, комментировать увиденное / услышанное / прочитанное, высказывать оценочные суждения, аргументировать свою точку зрения, начинать, поддерживать, завершать беседу); компенсаторными навыками при дефиците языковых средств в ходе речевого взаимодействия.

Для базового и повышенного уровней изучения иностранного языка предусмотрен учебный материал в рамках одних и тех же сфер общения, одного и того же предметно-тематического содержания.

Билеты для проведения экзамена ежегодно утверждаются Министерством образования Республики Беларусь.

Организация и проведение экзамена регламентируется следующими документами:

  1. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
  2. Палажэнне аб установе агульнай сярэдняй адукацыі, утвержденное постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 12.2011 № 283.
  3. Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся общеобразовательных учреждений по учебным предметам, утвержденные приказом Министерства образования Республики Беларусь от 29.05.2009 № 674.
  4. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20.06.2011 № 38 (далее – Правила).
  5. Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 21.06.2021 № 129 «О перечне учебных предметов, по которым проводятся выпускные экзамены, формах проведения выпускных экзаменов в 2021/2022 учебном году».
  6. Образовательные стандарты общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 26.12.2018 № 125.
  7. Концепция учебного предмета «Иностранный язык».
  8. Учебные программы по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для IIIXI классов учреждений общего среднего образования с русским (белорусским) языком обучения и воспитания, утвержденные Министерством образования Республики Беларусь в 2017–2021 гг.

 

  1. II. Содержание экзамена

Содержание экзамена определяется в соответствии с целями и задачами обучения, требованиями к уровню подготовки учащихся по иностранному языку по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования.        

Экзамен включает три этапа.

Первый этап: собеседование по прочитанному тексту.  

На данном этапе экзамена проверяются умения чтения и понимания содержания аутентичных / частично адаптированных художественных и научно-популярных текстов; умения оценивания извлеченной информации и выражения своего отношения к ней; определения главной идеи и замысла автора, в том числе выраженных имплицитно.

Содержание заданий:

  1. Краткое определение основного содержания текста. Например: О чем говорится в тексте? Какова основная идея текста?
  2. Извлечение из текста запрашиваемой информации. Например: Найдите в тексте ответ на вопрос «… ...» и прочтите его
  3. Извлечение из текста отдельных фактов и значимых деталей. Например: Что …? Где …? Когда …? Как …? Куда …?
  4. Извлечение из текста информации, необходимой для аргументированного ответа.   Например: Зачем ...? Почему …? С какой целью…? / Как Вы думаете / оцениваете …?

Предлагаемый текст для чтения отвечает следующим требованиям:

соответствует предметно-тематическому содержанию учебных программ;

характеризуется смысловой законченностью, связностью и цельностью;

не содержит чрезмерное количество терминов, имен собственных, цифровых данных.

Объем текста составляет до 2200 печатных знаков с пробелами. Тексты для чтения могут включать до 4 % незнакомых слов, о значении которых можно догадаться из контекста. 

Время на подготовку к ответу – до 20 минут.

Во время ответа учащийся имеет право пользоваться текстом. Задания (четыре) для подготовки к собеседованию предлагаются учащемуся вместе с текстом.

Второй этап: собеседование по прослушанному тексту.

На данном этапе экзамена проверяются умения воспринимать и понимать устную речь в звукозаписи, извлекать из прослушанного текста запрашиваемую информацию и комментировать ее.

Содержание собеседования направлено на определение степени понимания прослушанного текста: адекватное понимание текста в целом, определение его главной идеи и вычленение деталей. Например: Кто  …? Что …? Где …? Когда …? Как …? Куда …? Почему …?  В связи с чем …?  

Для прослушивания используются следующие типы аудиотекстов: рассказ, сказка, легенда; фрагмент радиопередачи; прогноз погоды, программа новостей; объявление по радио / телевидению, в аэропорту / на вокзале / в общественном транспорте; диалог, интервью, телефонный разговор.

Длительность звучания текста – до 1,5 минут.

Задания для подготовки к собеседованию, имена собственные, сложные для восприятия слова предлагаются учащемуся перед первым прослушиванием текста в печатной форме.

Во время второго прослушивания разрешается делать пометки.

Время на подготовку к ответу составляет до 10 минут.

Третий этап: беседа по ситуации общения, предлагаемой членами экзаменационной комиссии.

Задача данного этапа экзамена заключается в проверке умений монологической и диалогической речи.

Тематика предлагаемых для беседы ситуаций определяется в соответствии с предметно-тематическим содержанием, указанном в учебных программах.

 Содержание выполняемых учащимся заданий направлено на стимулирование его к спонтанной речи. Оно включает в себя вопросы, реакция на которые требует от учащегося использования отдельных реплик и развернутых высказываний относительно услышанного.

Содержание заданий:

  1. Задание, выполняя которое учащийся имеет возможность опереться на изученный в процессе обучения материал. Например: Давайте поговорим о здоровом образе жизни. Вы следите за своим здоровьем? Что Вы делаете для того, чтобы быть здоровым?
  2. Задание уточняющего характера, содержание которого касается личного опыта учащегося и предполагает утвердительную или отрицательную реплику, которую нужно прокомментировать. Например: Согласны ли Вы с мнением о том, что курение действительно опасно для здоровья человека? Почему?
  3. Задание, побуждающее учащегося инициировать беседу, проявить заинтересованность, задать встречные вопросы. Например: Представьте, что Вы беседуете с зарубежным сверстником о здоровом образе жизни. Что бы Вы у него спросили прежде всего?
  4. Задание, побуждающее учащегося дать совет, аргументированную рекомендацию. Например: Есть ребята, которые курят. Посоветуйте, что нужно сделать, чтобы они осознали вред курения.
  5. Задание, требующее от учащегося выражения своей точки зрения, рассуждения о фактах, событиях, приведения примеров и аргументов. Например: Вам приходилось пропагандировать здоровый образ жизни среди молодых людей? Если да, расскажите, как Вы это делали. Если нет, как Вы это сделаете?

Задания (пять) предъявляются учащемуся непосредственно во время беседы.

Последовательность этапов экзамена строго не регламентируется, а определяется экзаменационной комиссией.

III. Рекомендации по оцениванию ответа

Каждый этап экзамена оценивается отдельно.

Итоговая экзаменационная отметка выставляется как среднее арифметическое отметок, полученных на каждом этапе экзамена.

В соответствии с Правилами, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия по его просьбе может разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.

Отметки, полученные на экзамене, объявляются учащимся после его окончания.

  1. I Требования к формированию экзаменационной комиссии

Экзамен проводит экзаменационная комиссия, которая формируется в соответствии с Правилами.

В состав экзаменационной комиссии входит председатель комиссии (руководитель учреждения образования, либо его заместитель по основной деятельности, либо учитель иностранного языка высшей квалификационной категории) и три члена комиссии из числа учителей, преподающих иностранный язык, по которому проводится экзамен.

Председателем экзаменационной комиссии не может быть учитель, преподававший в данном классе иностранный язык, по которому проводится выпускной экзамен.

В случае, если в учреждении образования для формирования экзаменационной комиссии нет необходимого количества учителей иностранного языка, по которому проводится выпускной экзамен, то руководитель учреждения образования может привлекать к работе в составе экзаменационных комиссий учителей иностранного языка из иных учреждений образования.

  1. Рекомендации по техническому оснащению

Помещение, в котором проходит экзамен, должно быть оснащено техническими средствами обучения, позволяющими воспроизводить в индивидуальном режиме прослушивания (компьютер, звуковое устройство с поддержкой аудиоформата mp3, наушники и др.).

Рекомендуется присутствие в аудитории специалиста, организующего прослушивание аудиотекстов.

Одновременно в аудитории может находиться до четырех учащихся.

  1. Требования к оценке ответа

Критерии оценки ответа на экзамене

 

Оценка уровня сформированности коммуникативной компетенции

Балл

Экзаменационные задания выполнены полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом, развернутостью. Речь беглая. Возможны отдельные несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи

10

Экзаменационные задания выполнены полностью. Ответ характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом, развернутостью. Речь беглая. Допущены несущественные лексические и грамматические ошибки, не препятствующие решению коммуникативной задачи. Иные единичные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым

9

Экзаменационные задания выполнены. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью, достаточным объемом. Речь беглая. Высказывания носят преимущественно развернутый характер. Допущены некоторые лексические и грамматические ошибки, не влияющие на качество решения коммуникативной задачи. Отдельные ошибки исправлялись по ходу ответа самим экзаменуемым

8

Экзаменационные задания выполнены. Ответ в целом характеризуется связностью, логичностью и объемом, близким к достаточному. Речь недостаточно беглая, высказывания не всегда развернутые. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, существенно не повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи

7

Экзаменационные задания в основном выполнены. Ответ характеризуется достаточной связностью и логичностью, но небольшим объемом высказываний. Речь недостаточно беглая, а высказывания не всегда развернутые. В речи встречаются неоправданные паузы, а том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены лексические и грамматические ошибки, в том числе повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи.

6

Экзаменационные задания частично выполнены. Ответ характеризуется недостаточной связностью, логичностью, небольшим объемом высказывания. В речи встречаются неоправданные паузы, а том числе вызванные затруднениями в подборе языковых средств. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый прибегает к компенсаторным умениям. Допущены существенные лексические и грамматические ошибки, повлиявшие на качество решения коммуникативной задачи

5

Экзаменационные задания частично выполнены. Ответ характеризуется недостаточной связностью и логичностью. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи

4

Экзаменационные задания выполнены фрагментарно. В ответе отсутствуют связность и логичность. Объем недостаточный. Речь изобилует паузами. При дефиците необходимых языковых средств экзаменуемый не прибегает к компенсаторным умениям. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, в значительной степени повлиявшие на решение коммуникативной задачи

3

Экзаменационные задания выполнены фрагментарно. Речь постоянно прерывается паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств, компенсаторные умения не сформированы. Допущены грубые лексические и грамматические ошибки, существенно повлиявшие на решение коммуникативной задачи

2

Экзаменационные задания практически не выполнены. Речь постоянно прерывается длительными паузами. Экзаменуемый испытывает дефицит языковых средств

1

 

свернуть

Правила подготовки к экзаменам

  1. Использовать время на подготовку к экзамену максимально эффективно: заранее составить план занятий, распределив содержание материала равномерно, по частям; составить план занятий на каждый день, четко определив конкретные темы для изучения, время, чередование занятий и отдыха.
  2. Подготовить место для занятий: убрать все лишнее, что может отвлечь, удобно расположить учебные материалы, в интерьере использовать желтые и фиолетовые тона.
  3. Не терять времени зря – проработать весь материал, начиная с менее знакомого, забытого.
  4. Новый сложный материал учить утром после хорошего отдыха.
  5. Трудно запоминаемый материал повторять несколько раз (утром и вечером).
  6.  При заучивании необходимо учитывать «правило края»: обычно лучше запоминаются начало и конец информации, а середина «выпадает».
  7. Во время подготовки учитывать свои индивидуальные особенности:
  • тип запоминания информации (зрительный – все читать самому, слуховой – читать и проговаривать вслух, двигательный – подчеркивать важные мысли, делать выписки, рисовать схемы, решать тесты);
  • тип темперамента (холерику – создать значимую мотивацию деятельности и не торопиться, перепроверять себя; сангвинику – осознать ответственность деятельности; меланхолику – верить в себя, успокоиться, не переутомляться; флегматику – самоконтроль времени).
  1. Полезно составлять план конкретной темы, держать его в уме или написать кратко в виде тезисов, развернутого плана.
  2. Заучиваемый материал лучше разбивать на логические куски, можно использовать схему, кластер, звезду, дерево как приемы схематического представления материала.
  3. Пересказывать материал своими словами, решать тестовые задания для самопроверки, что приводит к осмысленному запоминанию.
  4. Использовать самоободрение, самоубеждение, самоприказ, самоконтроль и самопоощрение во время подготовки к экзамену.
  5. Ежедневно выполнять упражнения на снятие напряжения:
  • Проснуться, улыбнуться, настроить себя на положительные эмоции, хорошенько потянуться, выполнить самомассаж ушных раковин, головы, рук, выполнить комплекс утренней гимнастики, водные процедуры.
  • В перерывах между занятиями активно подвигаться, использовать дыхательные упражнения расслабляющего характера (на 4 счета - вдох, на 2 счета - задержка дыхания, на 5-6 счетов - выдох), дышать животом в течение 1 мин..
  • Использовать элементы аутотренинга – в расслабленной позе повторять фразы «Я спокоен, я уверен в себе».
  • Использовать смехотерапию.
  • Быть оптимистом, так как источником стресса являются не события, а наше восприятие их. Не быть максималистом, нужно ставить реальные цели. «Сражение выигрывает тот, кто твердо решил выиграть», — писал Лев Толстой. Будь уверен в себе и в том, что добьешься цели. Без такой уверенности не стоит начинать. Ты справишься!
  1. Заботиться о своем здоровье:
  • Соблюдать режим: время подъема и отхода ко сну, чередование занятий и отдыха (60-90 мин. занятий – 15-20 мин. активного отдыха).
  • Организовать правильное регулярное питание. Включить в рацион сырые овощи, фрукты, ягоды, зелень, орехи, натуральный мед, свежие соки (яблочный, морковный, тыквенный, капустный), травяные чаи (ромашковый, из мяты, мелиссы), рыбу, мясо, шоколад. Исключить из питания готовые концентраты каш и супов, мучные изделия, рафинированный сахар, конфеты, газированные напитки.
  • Отдыхать на природе.
свернуть

Информация по итоговой аттестации для законных представителей учащихся IХ, ХI классов

Ознакомление родителей, педагогических работников и учащихся с нормативными правовыми документами, регулирующими порядок проведения итоговой аттестации

I. Письмо Министерства образования Республики Беларусь от 25.02.2022 № 02-01-13/164/дс «О завершении 2021/2022 учебного года и проведении выпускных экзаменов в учреждениях образования, реализующих образовательные программы общего среднего образования, специального образования на уровне общего среднего образования»:
В соответствии с пунктом со статьями 158, 165, 268,276 Кодекса Республики Беларусь об образовании Министерство образования информирует об особенностях завершения 2021/2022 учебного года. Так, в соответствии с пунктом 2 статьи 158 Кодекса Республики Беларусь об образовании 2021/2022 учебный год завершается 31 мая 2022 года.
Торжественные мероприятия «Последний звонок» для учащихся IХ, XI классов проводятся 30 мая 2022 года.
31 мая 2021 для учащихся IХ, XI классов проводятся консультации по учебным предметам.
Выпускные экзамены за период обучения и воспитания на II и III ступени общего среднего образования проводятся в период с 1 по 9 июня 2021 года. Выпускные экзамены по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, начинаются в 9 часов.
Расписание выпускных экзаменов составляется учреждением образования с учетом единых по республике сроков проведения письменных выпускных экзаменов.
Тексты и задания для проведения выпускных экзаменов в письменной форме за период обучения и воспитания на II и III ступенях общего среднего образования объявляются по телевидению и радио, а также будут размещены на портале Министерства образования.
По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования сдают 3 обязательных выпускных экзамена:
«Белорусский язык» в письменной форме;
«Русский язык» в письменной форме;
«Математика» в письменной форме.

Письменные выпускные экзамены проводятся в следующие сроки:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу базового образования

2 июня – белорусский язык (диктант), русский язык (диктант), математика (контрольная работа);
7 июня – белорусский язык (диктант), русский язык (диктант), математика (контрольная работа);
9 июня – белорусский язык (диктант), русский язык (диктант), математика (контрольная работа);

В учреждениях общего среднего образования при проведении выпускных экзаменов в письменной форме (за исключением выпускного экзамена по математике) в классах интегрированного обучения и воспитания создаются две экзаменационные комиссии и выделяются два отдельных помещения для проведения выпускного экзамена.
В соответствии с пунктом 91 Правил проведения аттестации письменные выпускные экзамены при проведении итоговой аттестации в другой срок проводятся:
за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования:

22 августа – по белорусскому языку;
24 августа – по русскому языку;
26 августа – по математике;

Используемые сборники на II ступени общего среднего образования

1. Зборніка матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова». Тэксты дыктантаў. Издательство «Национальный институт образования» 2017, 2018,2019,2020,2021,2022 гады выдання.
2. Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Тексты диктантов. Издательство «Национальный институт образования» 2017, 2018,2019,2020, 2021, 2022 годы издания.
3. Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования» 2020 года издания.

По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащиеся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования сдают 4 обязательных выпускных экзамена:

«Белорусский язык» или «Русский язык» в письменной форме;
«Математика» в письменной форме;
«История Беларуси» в устной форме;
«Немецкий язык» в устной форме.

Письменные выпускные экзамены проводятся в следующие сроки:
по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу общего среднего образования

1 июня – белорусский язык (изложение), русский язык (изложение), математика (контрольная работа);
3 июня – белорусский язык (изложение), русский язык (изложение), математика (контрольная работа);
6 июня – белорусский язык (изложение), русский язык (изложение), математика (контрольная работа);

Письменные выпускные экзамены при проведении итоговой аттестации в другой срок проводятся:
за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования:

23 августа – по математике;
25 августа – по белорусскому или русскому языку;

Используемые сборники на III ступени общего среднего образования:
1. Зборнік матэрыялаў для выпускнога экзамену па вучэбным прадмеце «Беларуская мова» за перыяд навучання і выхавання на III ступені агульнай сярэдняй адукацыі. Тэксты для пераказаў. Выдавецтва «Нацыянальны інстытут адукацыі», 2017 год выдання.
2. Сборник материалов для выпускного экзамена по учебному предмету «Русский язык» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Тексты для изложений. Издательство «Национальный институт образования» 2017, 2019, 2020, 2021, 2022 годы издания
3.Сборник заданий для выпускного экзамена по учебному предмету «Математика» за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования. Издательство «Национальный институт образования» 2022 года издания.

Обращаем внимание на следующее:
1. Учащиеся ХІ класса учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка, математики на базовом уровне, и учащиеся ХІ класса учреждений образования, реализующих образовательную программу среднего образования с изучением белорусского (русского) языка, математики на повышенном уровне, пишут изложение по разным текстам, выполняют контрольную работу по разным заданиям.
2. Выпускной экзамен по учебному предмету «История Беларуси» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь:
Билеты по учебному предмету «История Беларуси» для проведения обязательного выпускного экзамена по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования учащихся при освоении содержания образовательной программы среднего образования, в том числе для проведения экзаменов в порядке экстерната (издательство «Национальный институт образования», 2022 года издания).
3. Выпускной экзамен по иностранному (английскому, немецкому, французскому, испанскому, китайскому) языку за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования в учреждениях образования, реализующих образовательную программу среднего образования, проводится по билетам, утвержденным Министерством образования Республики Беларусь:
Билеты для проведения выпускного экзамена по учебному предмету «Немецкий язык» по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования (издательство «Национальный институт образования», УО «МГЛУ», 2019, 2020, 2021, 2022 годы издания);
Задания для беседы по ситуации общения, обозначенной в третьем вопросе билета, разрабатываются педагогическими работниками учреждения образования, реализующего образовательную программу среднего образования, и утверждаются его руководителем не позднее чем за две недели до начала выпускного экзамена. При подготовке вопросов учитывается уровень изучения (базовый или повышенный) учебного предмета «Иностранный язык» на III ступени общего среднего образования.

4.В документах об общем среднем образовании в графе «средний балл» аттестата пишется средний балл аттестата, который определяется по десятибалльной шкале (с точностью до десятых долей единицы). Средний балл аттестата об общем среднем образовании считается следующим образом: суммируются отметки, выставленные в баллах по учебным предметам, и полученная сумма баллов делится на количество учебных предметов, по которым выставлены отметки в баллах.

5.Выпускные вечера для учащихся XI классов рекомендуется провести 10 июня 2021 года.

II. Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательных программ общего среднего образования, утвержденные постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 20 июня 2011 г. № 38 (в редакции постановления Минобразования от 28.01.2019 № 13).

ГЛАВА 5

ДОПУСК УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБРАЗОВАНИЯ К ВЫПУСКНЫМ ЭКЗАМЕНАМ

49. К выпускным экзаменам допускаются учащиеся, имеющие положительные годовые отметки по всем учебным предметам, а также учащиеся, освобожденные по состоянию здоровья от уроков по учебным предметам «Физическая культура и здоровье» или «Трудовое обучение», и учащиеся, которым выставлена по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» отметка «зачтено».
Кроме того, к выпускным экзаменам по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования допускаются учащиеся, имеющие годовые отметки 0 баллов или не аттестованные не более чем по двум учебным предметам, за исключением тех учащихся, которые имеют годовые отметки 0 баллов или не аттестованы по учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены.
50. Учащиеся, которые на выпускных экзаменах по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования получили отметку 0 баллов не более чем по двум учебным предметам, повторно сдают выпускные экзамены по этим учебным предметам в период с 21 по 26 августа по расписанию, утвержденному руководителем учреждения образования

ГЛАВА 6

ПОРЯДОК ОСВОБОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ОТ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

56. От всех выпускных экзаменов при условии наличия положительных отметок за год освобождаются:
56.1. на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
56.2. на основании приказа Министра образования - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся кандидатами в команды Республики Беларусь для участия в предметных международных олимпиадах и других интеллектуальных соревнованиях;
56.3. на основании приказа руководителя отдела (управления) образования местного исполнительного и распорядительного органа:
учащиеся, имеющие заболевания, включенные в перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов, определенный Министерством здравоохранения;
учащиеся, обучающиеся и воспитывающиеся на дому;
учащиеся-женщины, имеющие детей в возрасте до 3 лет;
56.4. на основании приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, и приказов руководителей учреждений образования, подчиненных Министерству образования, - кандидаты и участники официальных международных спортивных соревнований в случае совпадения сроков подготовки к соревнованиям и проведения соревнований со сроками проведения выпускных экзаменов.
57. От выпускных экзаменов по соответствующему учебному предмету освобождаются:
на основании приказов руководителей структурных подразделений
областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся победителями третьего этапа республиканской олимпиады по учебному предмету;
на основании приказа Министра образования - учащиеся учреждений образования, подчиненных Министерству образования, являющиеся победителями третьего и заключительного этапов республиканской олимпиады по учебному предмету;
на основании приказа Министра образования и приказов руководителей структурных подразделений областных (Минского городского) исполнительных комитетов, осуществляющих государственно-властные полномочия в сфере образования, - учащиеся, являющиеся победителями заключительного этапа республиканской олимпиады по учебному предмету.
58. Для освобождения от выпускных экзаменов: учащиеся (их законные представители), указанные в абзацах пятом, шестом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, заключение врачебно-консультационной комиссии;
учащиеся (их законные представители), указанные в абзаце седьмом пункта 56 настоящих Правил, не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов подают руководителю учреждения образования заявление, копию свидетельства о рождении ребенка;
Министерство спорта и туризма не позднее чем за 15 дней до начала выпускных экзаменов представляет в Министерство образования списки учащихся, указанных в подпункте 56.4 пункта 56 настоящих Правил.
Учреждения образования представляют в отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа по месту нахождения учреждения образования копии решения педагогического совета учреждения образования о представлении к освобождению учащихся от выпускных экзаменов, а также копии документов, указанных в абзацах втором и третьем части первой настоящего пункта.
Отдел (управление) образования местного исполнительного и распорядительного органа в течение двух дней со дня представления учреждением образования необходимых документов принимает решение об освобождении учащихся от выпускных экзаменов и доводит до сведения учреждений образования в течение двух дней».
59. Учащимся, указанным в пункте 56 настоящих Правил, в качестве итоговых отметок выставляются годовые отметки.
Учащимся, указанным в пункте 57 настоящих Правил, в качестве итоговой отметки по соответствующему учебному предмету выставляется отметка 10 баллов».
Учащиеся и их законные представители проинформированы о сроках предоставления руководителю учреждения образования необходимых для освобождения от экзаменов документов.

ГЛАВА 7

ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫПУСКНЫХ ЭКЗАМЕНОВ

69. Выпускные экзамены принимаются экзаменационными комиссиями.
Экзаменационные комиссии по каждому учебному предмету, по которому проводятся выпускные экзамены, утверждаются руководителем учреждения образования не позднее чем за две недели до начала выпускных экзаменов:
по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования – в составе председателя комиссии (руководителя учреждения образования, либо его заместителя по основной деятельности, либо педагогического работника высшей квалификационной категории) и двух членов комиссии. В состав экзаменационной комиссии в качестве педагогического работника, преподающего учебный предмет, по которому проводится выпускной экзамен, может быть включен любой педагогический работник, преподающий данный учебный предмет в учреждении образования.
72. По завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
4 астрономических часа – по учебному предмету «Математика»;
1 астрономический час – по учебным предметам «Белорусский язык», «Русский язык».
73. По завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования на проведение выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, отводится:
5 астрономических часов – по учебному предмету «Математика»;
4 астрономических часа – по учебным предметам «Белорусский язык» и «Русский язык».

74. На выпускные экзамены учащимся не разрешается приносить тетради, учебники, учебные и справочные материалы.
75. При сдаче выпускных экзаменов учащимся выдаются листы бумаги со штампом учреждения образования для выполнения письменной работы или подготовки к устному ответу.
76. Учащиеся, выполнившие письменную работу, сдают ее вместе с черновиком экзаменационной комиссии. Учащиеся, которые не выполнили письменную работу в отведенное время, сдают ее незаконченной.
77. Для подготовки к ответу на выпускном экзамене по учебному предмету, который проводится в устной форме, учащемуся отводится не более 30 минут.
Члены экзаменационной комиссии слушают ответ учащегося по вопросам билета, не прерывая его ответа. В случае неполного ответа на вопросы билета учащемуся могут быть предложены дополнительные вопросы в пределах учебного материала, предусмотренного билетом.
В случае, если учащийся не ответил по билету, экзаменационная комиссия может по его просьбе разрешить ответить по другому билету. При этом в протокол выпускного экзамена вносится соответствующая запись. Вопрос о снижении отметки учащемуся в этом случае решает экзаменационная комиссия.
78. На выпускных экзаменах по учебным предметам, которые проводятся в устной форме, учащиеся могут пользоваться картами, схемами, репродукциями, фонозаписями, аудиовизуальными средствами.
79. Письменные работы учащихся после завершения выпускных экзаменов хранятся в сейфе у руководителя учреждения образования и выдаются им для проверки экзаменационным комиссиям. Проверка экзаменационных работ осуществляется в учреждении образования.
81. Отметки, полученные учащимися на выпускных экзаменах, которые проводятся в устной форме, объявляются учащимся после окончания выпускных экзаменов, а в письменной форме – не позднее чем за один день до проведения следующего выпускного экзамена.
82. По учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены, экзаменационная комиссия выставляет кроме экзаменационной отметки итоговую отметку с учетом годовой и экзаменационной отметок.

Итоговая отметка выставляется:
на уровне экзаменационной отметки за выпускной экзамен, если положительная годовая отметка ниже экзаменационной;
на уровне годовой, если положительная экзаменационная отметка ниже годовой.
В случае, если разница между годовой и экзаменационной отметками составляет два и более балла, итоговая отметка выставляется как среднее арифметическое экзаменационной и годовой отметок.
При получении экзаменационной отметки 0 баллов не может быть выставлена положительная итоговая отметка.
84. Экзаменационные и итоговые отметки, которые выставлены учащимся выпускных классов, а также годовые отметки по учебным предметам, которые включаются в свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) или в аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) по итогам их изучения в предыдущих классах, пересмотру не подлежат.
88. В отдельных случаях (лечение, переезд на новое место жительства, подтвержденные документально) сроки проведения выпускных экзаменов на основании заявлений законных представителей могут быть изменены учреждением образования по согласованию со структурным подразделением областного исполнительного комитета, осуществляющим государственно-властные полномочия в сфере образования, по месту нахождения учреждения образования, но не ранеее 15 мая и не позднее 10 июля.
При этом для выпускных экзаменов по учебным предметам, которые проводятся в письменной форме, тексты разрабатываются структурными подразделениями областных исполнительных комитетов, осуществляющими государственно-властные полномочия в сфере образования, на основании заявок отделов (управлений) образования местных исполнительных и распорядительных органов.
89. Учащиеся, которые заболели в период проведения выпускных экзаменов и выздоровели до их окончания, сдают пропущенные выпускные экзамены до 10 июля. В случае продолжения заболевания они могут сдавать выпускные экзамены в период с 23 по 27 августа

ГЛАВА 9

ЗАВЕРШЕНИЕ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ НА II И III СТУПЕНЯХ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

96. Выпускникам учреждений образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования, выдается свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием с пунктами 3, 4 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
« 3. Свидетельство об общем базовом образовании (свидетельство об общем базовом образовании с отличием) выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы базового образования.
Свидетельство об общем базовом образовании с отличием выдается обучающимся, имеющим за два последних года обучения и воспитания на II ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебных предметов «Трудовое обучение» и «Черчение», по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на II ступени общего среднего образования.
Освобождение обучающихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи свидетельства об общем базовом образовании с отличием при выполнении ими требований, предусмотренных частью второй настоящего пункта. Обучающимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче свидетельства об общем базовом образовании с отличием в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка.
95. Выпускники учреждений образования, имеющие положительные итоговые отметки по всем учебным предметам по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования, в том числе выпускники, которым выставлено по учебному предмету «Физическая культура и здоровье» «зачтено», выпускники, которые не изучали отдельные учебные предметы по не зависящим от них причинам, отчисляются из учреждения образования с выдачей соответствующего документа об образовании.
96. Выпускникам учреждений образования, успешно прошедшим аттестацию по завершении обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования выдается аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) в соответствии с пунктами 3, 4 статьи 98 Кодекса Республики Беларусь об образовании:
«4. Аттестат об общем среднем образовании (аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) выдается обучающимся, освоившим содержание образовательной программы среднего образования.
Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой медалью выдается обучающимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам, по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.
Аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением серебряной медалью выдается обучающимся, имеющим свидетельство об общем базовом образовании с отличием и за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по всем учебным предметам (кроме учебного предмета «Физическая культура и здоровье», по которому им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов или «зачтено», учебного предмета «Допризывная и медицинская подготовка» и других (одного или двух) учебных предметов, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов) и примерное поведение, а также отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов по учебным предметам и отметки не ниже 6 (шести) баллов по тем же учебным предметам, по которым им выставлены годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов и по которым проводятся выпускные экзамены за период обучения на III ступени общего среднего образования.
Освобождение обучающихся от изучения отдельного учебного предмета не является препятствием для выдачи аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью при выполнении ими соответственно требований, предусмотренных частями второй и третьей настоящего пункта. Обучающимся, которые были освобождены от выпускного экзамена по учебному предмету, при выдаче аттестата об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью в качестве итоговой отметки по этому учебному предмету учитывается годовая отметка».
13. При выдаче аттестата об общем среднем образовании обучающиеся, имеющие за период обучения на III ступени общего среднего образования примерное поведение и по одному или двум учебным предметам годовые отметки 10 (десять) и (или) 9 (девять) баллов, а по иным учебным предметам годовые отметки не ниже 6 (шести) баллов, награждаются похвальными листами. Решение о награждении обучающегося похвальным листом принимается руководителем учреждения образования.
100. Если отметка, выставленная экзаменационной комиссией учреждения образования, и отметка, выставленная комиссией, созданной отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа, не совпала, то в аттестат об общем среднем образовании (в аттестат об общем среднем образовании особого образца с награждением золотой (серебряной) медалью) вносится отметка, выставленная комиссией, созданной отделом (управлением) образования местного исполнительного и распорядительного органа.

 

свернуть