Проект "Школа ЗДОРОВЬЯ"

 
 
Школа здоровья Республики Беларусь (ШЗ РБ)  - это УО, реализующее структурированный и систематизированный план действий, нацеленных на улучшение здоровья, благополучия и развития социального потенциала учащихся, родителей, педагогов и других работников путем интеграции и концентрации материально-технических, педагогических, информационных, интеллектуальных ресурсов.

Деятельность ШЗ РБ соответствует международному опыту Школ здоровья в Европе (SHE), основным ценностям и принципам, которые были определены в 2008 г. на европейском уровне и лежат в основе сети SHE.

Основные ценности SHE:

—Справедливость — равный доступ для всех к образованию и здоровью.
—Стабильность — здоровье, образование и развитие взаимосвязаны. Мероприятия и программы реализуются систематически и в течение длительного периода.
—Включение — приветствуется разнообразие. Школы — это сообщество для обучения, в котором все ощущают доверие и уважение.
—Расширение прав и возможностей — все члены школьного сообщества являются активными участниками процесса.
—Демократия — в основе SHE лежат демократические ценности.
 
Принципы SHE:
—Общешкольный подход к здоровью — сочетание гигиенического воспитания в классе с развитием школьной стратегии, школьной средой, жизненными компетенциями и привлечением всего школьного сообщества.
—Участие — чувство причастности и собственности со стороны учащихся, сотрудников школы и законных представителей обучающихся.
—Качество школьного образования — школы, содействующие здоровью, добиваются лучших результатов в преподавании и обучении. Здоровые ученики учатся лучше, здоровый школьный персонал работает лучше.
—Доказательная база — разработка новых подходов и методов основывается на результатах исследований.
—Школа и сообщество — школы — активная сила в развитии общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ. Профилактика нарушения осанки у школьников

07.02.2020

 

НАРУШЕНИЕ ОСАНКИ. ПРОФИЛАКТИКА И ЛЕЧЕНИЕ СКОЛИОЗА (информация здесь)

ПАМЯТКА

для педагогов и родителей по профилактике нарушения осанки у школьников

 

Проблема нарушения осанки у детей была всегда актуальна, но в наше время она приобретает все большие масштабы. Это связано с изменением качества жизни. Люди, благодаря новомодным гаджетам и инновациям, доступным видам городского и личного транспорта, перестают двигаться и все чаще ведут малоподвижный образ жизни. Всех больше страдают от этого дети, так как в период формирования скелета важно двигательная активность, профилактика заболеваний опорно-двигательного аппарата. Нарушение осанки очень распространено в школьном возрасте, так как на маленький организм ложится колоссальная нагрузка в плане проживания учебного дня, носки школьных принадлежностей, долгого пребывания на рабочем месте, вместо того, чтобы бегать, прыгать и играть. Конечно, школьной программой предусмотрены меры профилактики развития и равномерной нагрузки на опорно-двигательную систему, но ребенку нужен постоянный контроль, как со стороны преподавателей, так и со стороны родителей. Давайте разберемся в вопросе о нарушении осанки у школьников и мерах ее профилактики.

Какие нарушения в организме вызывает неправильная осанка

Нарушение осанки влияет на все системы и органы человеческого тела, так как вследствие искривления позвоночника в определенную сторону смещаются и все органы. Нарушается их работа,  и возникают сопутствующие заболевания. Неправильная осанка может привести к следующим проблемам.

  1. Изменяется артериальное давление, затрудняется кровообращение всего организма, прокачка крови затруднена, все  органы, системы не дополучают питательные вещества и микроэлементы.
  2. Страдает желудочно-кишечный тракт. Из-за перекоса продвижение каловых масс затрудняется. Это ведет к застойным явлениям, запорам, коликам.
  3. Мочеполовая система не может полноценно работать. Отток мочи ослабляется и возникают проблемы с мочеиспусканием.
  4. Нервная система также не остается в стороне. Из-за сдавливания нервных окончаний и корешков могут возникать сильные боли в разных отделах позвоночного столба и прилежащих к ним областях.

Как распознать нарушение осанки

Неправильная осанка возникает в результате недоразвития мышечного корсета спинных мышц. Из-за этого возникают неестественные вогнутости и выпуклости. Самым распространенным заболеванием, характеризующимся искривлением позвоночного столба, является сколиоз.

Чтобы определить и выявить дефекты, вызванные нарушением осанки в школьном возрасте,  и вовремя принять меры  необходимо  осмотреть ребенка в двух плоскостях – саггитальной и фронтальной.

Нарушения осанки в саггитальной плоскости характеризуется следующими моментами:

  1. Выпуклость грудины и уплощение поясничного лордоза. Другое название – круглая спина.
  2. Кругловогнутая спина.  Увеличение всех изгибов позвоночника.
  3. Сутулая спина. Лордоз поясничного отдела уменьшен, а грудной кифоз увеличен.
  4. Плоская спина. Все изгибы уменьшены и мало выражены.
  5. Плосковогнутая спина. Увеличен поясничный лардоз, уменьшен грузной кифоз.

Эти изменения вызванные осанкой, нарушенной вследствие систематического неправильного положения тела ребенка,  могут дополняться еще и вторичными признаками:

  1. Сильное выпячивание лопаток относительно плоскости спины.
  2. Уплощение лопаток.
  3. Сильный наклон шеи и головы вперед – сутулость.
  4. Колени, расходящиеся в стороны.

Нарушения осанки в фронтальной плоскости  характеризуются  несимметричностью  половин спины и всего тела. К примеру, это могут быть следующие признаки:

  1. Ноги разной длины.
  2. Плечи располагаются на разном уровне.
  3. Талия на одном боку отличается от другого бока.
  4. Голова самопроизвольно склонена на бок.
  5. Позвоночник и ягодичная складка не на одной линии.

Как предотвратить нарушение осанки у школьников

Для того чтобы избежать проблем с осанкой и заболеваний позвоночного столба в будущем необходимо соблюдать некоторые требования:

  1. Сидеть на своем рабочем месте прямо. Выражение «писать носом» подходит тем детям, которые практически лежат на парте при письме. Это опасное положение тела, вызывающее со временем перекос позвонков.
  2. Парта, на которой сидит школьник, должна находиться на уровне нижней части груди. Если парта слишком низкая, то ребенку придется наклониться  при письме или чтении – это неправильно. Если парта слишком высокая, правая рука будет стремиться постоянно вверх, формируя при этом неправильное расположение правого плеча.
  3. Высота стула должна соответствовать высоте голени ребенка.
  4. Между столом и стулом должно оставаться расстояние равное грудной клетке школьника.
  5. При письме ребенок должен занимать правильную позу – ноги согнуты под прямым углом, спина прямая, подбородок опущен.

Нарушение осанки у школьников требует серьезного и длительного лечения, в которое входит целый комплекс мероприятий. Одним из важнейших методов лечения нарушения осанки у школьников является лечебная физкультура.

Некоторые упражнения для исправления осанки:

  1. Плотно прижаться к стене лопатками, плечами, пятками и ягодицами. Руки расставить в стороны и тоже и прижать к стене. Напрячь мышцы всего тела, и скользить по стене руками вверх-вниз.
  2. Лежа на животе, выпрямить руки и ноги и одновременно поднимать их вверх, оставаясь лежать несколько секунд только на животе и груди. Затем опустить руки и ноги на пол. Повторить 10 раз.
  3. Велосипед. Совершать вращательные движения ногами, как будто кручение педалей велосипеда, лежа на спине.
  4. Стоя в прямом положении, сделать глубокий вдох и выпучить живот. Задержаться в таком положении на несколько секунд и расслабиться. Повторять упражнение по 30 раз дважды в день.
  5. Вращательные движения руками в разные стороны  в положении стоя.
  6. В положении сидя выполнять наклоны вперед и назад по 10-15 раз.

Такие несложные упражнения избавят вашего ребенка от нарушений осанки и заболеваний позвоночника в будущем. Главное условие – регулярность выполнения упражнений и систематический контроль за правильным положением спины.

свернуть

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ. Правила питания школьников

07.02.2020

ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

«Правила питания школьников»

Почему детям необходимо здоровое питание?

Ваш ребенок – самый лучший!

Он заслуживает быть здоровым, жизнерадостным и успешным. Если вы хотите, чтобы ваши дети росли сильными, активными и приносили «пятерки» - чаще обращайте внимание на то, что они едят. Ведь пища – единственный источник пищевых веществ и энергии, обеспечивающий непрерывный рост и развитие молодого организма. Основы здоровья закладываются в школьные годы. Правильное питание ребенка в этот период – залог его хорошего физического и психического здоровья на всю жизнь.

КАК ОБЕСПЕЧИТЬ ЗДОРОВОЕ ПИТАНИЕ СВОИМ ДЕТЯМ?

  1. РАЗНООБРАЗЬТЕ РАЦИОН ПИТАНИЯ ШКОЛЬНИКА

ВСЕ ПРОДУКТЫ ДЕЛЯТСЯ НА 5 ОСНОВНЫХ ГРУПП:

  1. Хлеб, крупяные и макаронные изделия;
  2. Овощи, фрукты, ягоды;
  3. Мясо, птица, рыба, бобовые, яйца и орехи;
  4. Молочные продукты, сыры;
  5. Жиры, масла, сладости;

В ежедневное меню ребёнка и подростка должны входить продукты из всех 5 основных групп. Только тогда питание растущий организм школьника получит полный набор необходимых пищевых веществ в достаточном количестве.

  1. СБАЛАНСИРУЙТЕ ПИТАНИЕ РЕБЕНКА

Составляйте сбалансированное меню на каждый день. Ежедневно включайте в него продукты, богатые необходимыми питательными веществами. Соотношение белков, жиров и углеводов в рационе питания должно быть 1:1:4

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК БЕЛКОВ:

Мясо, рыба, яйца, молочные и кисломолочные продукты (кефир, творог, сыры), крупы.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЖИВОТНЫХ ЖИРОВ

Мясные и молочные продукты.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК РАСТИТЕЛЬНЫХ ЖИРОВ:

Подсолнечное, кукурузное и рыжиковое масло, орехи (фундук, грецкий, кедровый и т.д.), семена подсолнечника.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ЛЕГКОУСВОЯЕМЫХ УГЛЕВОЛОВ:

Свежие плоды (фрукты) и ягоды, молочные продукты.

ОСНОВНОЙ ИСТОЧНИК ПИЩЕВЫХ ВОЛОКОН (КЛЕТЧАТКИ):

Фрукты, ягоды и овощи, бобовые (фасоль, соя, чечевица), крупы (гречневая, овсяная, перловая и т.д.) и продукты, созданные на их основе (хлеб, зерновые хлопья, макароны и т.д.)

 

МЕНЮ ШКОЛЬНИКА ДОЛЖНО БЫТЬ РАЗНООБРАЗНЫМ.

ЕСЛИ ВЫ ХОТИТЕ, ЧТОБЫ РЕБЁНОК ЕЛ С АППЕТИТОМ, НЕ УВЛЕКАЙТЕСЬ «СУПАМИ НА НЕДЕЛЮ»

 

ПОЧЕМУ ОРГАНИЗМУ НЕОБХОДИМЫ ПИЩЕВЫЕ ВЕЩЕСТВА?

 

Белки – «кирпичики», из которых строятся клетки организма и все необходимые для жизни вещества: гормоны, ферменты, витамины.

Жиры – источник энергии, минеральных веществ, жирорастворимых витаминов. Углеводы – основной поставщик энергии для жизни.

Пищевые волокна – способствуют хорошему пищеварению, защищают

организм от пищевых канцерогенов, помогают в профилактике многих заболеваний.

  1. ПРОДУМАЙТЕ РЕЖИМ ПИТАНИЯ РЕБЕНКА.

Для этого необходимо определить:

  • время и количество приёмов пищи;
  • интервалы между приёмами пищи;
  • меню по энергетической ценности и продуктовому набору.

Ежедневно, как в школе, так и дома, ребёнок должен питаться в одно и то же время с интервалами 3,5 – 4 часа.

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

 

Важно, чтобы еда была вкусной, и ребёнок ел с удовольствием! «Нелюбимые» блюда можно заменить на равноценные, схожие по составу, но «любимые».

Попробуйте добавить «изюминку» в привычные блюда (например, орешки, сухофрукты, горсть ягод – в кашу или сухарики и свежую зелень в суп).

Трапеза должна проходить в спокойной обстановке. Выделите на каждый приём пищи достаточно времени, чтобы детям не приходилось торопиться. Важно, чтобы ребёнок тщательно пережёвывал пищу. От этого зависит, насколько хорошо она переварится и усвоится.  

свернуть

ПАМЯТКА. Правила здорового питания для школьников

07.02.2020

ПРАВИЛА ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ

  1. Питание должно быть максимально разнообразным.
  2. Есть следует 4-5 раз в течение дня, желательно в одно и тоже время.
  3. При каждом приёме пищи следует употреблять продукты, содержащие клетчатку, такие как хлеб, крупяные и макаронные изделия, рис, картофель.
  4. Ежедневно в рационе должны быть молоко и молочнокислые продукты, отдавать предпочтение стоит продуктам с малым содержание жира, с наличие добавок, таких как бифидобактерии (бифидокефир, биопростокваша и др.). Минимум 2 раза в неделю необходимо есть натуральный творог.
  5. Рекомендуется заменять мясо и мясные продукты с высоким содержанием жира в т.ч. высококалорийные колбасные изделия, на тощие сорта мяса, рыбу, птицу, яйца и бобовые.
  6. Каждый день необходимо есть большое количество овощей, фруктов, соков, желательно 3-5 разных цветов. Каждому цвету соответствует определённый набор полезных компонентов.
  7. Рекомендуется ограничить количество употребляемой соли. Следует употреблять только йодированную соль. Пищу лучше солить после приготовления.
  8. Исключить из питания жгучие и острые специи, уксус, майонез, кетчупы.
  9. Ограничить употребление сахара, кондитерских изделий, сладких, особенно газированных напитков, исключить употребление карамели.
  10. Следует отдавать предпочтение блюдам, приготовленным на пару, отварным, запечённым кулинарным изделиям.
  11. Не употреблять натуральный кофе, энергетические напитки, пиво.
  12. Имейте в виду, что правильно сбалансированный рацион питания не обязательно должен состоять из дорогих продуктов. Полноценное питание можно сформировать из обычных, недорогих продуктов, но разнообразных, правильно подобранных и приготовленных.
свернуть

ПАМЯТКА. Нормы и правила поведения учащихся в столовой

07.02.2020

НОРМЫ И ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ

учащихся в столовой ГУО «Полочанская средняя школа

Молодечненского района»

 

УЧАЩИЕСЯ ОБЯЗАНЫ:

  1. Перед употреблением пищи мыть руки;
  2. Подчиняться требованиям педагогов, работников столовой, а также дежурных из числа учащихся;
  3. Соблюдать очередь при получении еды в столовой;
  4. Проявлять внимание и осторожность при получении и употреблении пищи;
  5. Употреблять еду и напитки только в столовой;
  6. Убирать за собой посуду после приема пищи;

 

УЧАЩИМСЯ ЗАПРЕЩАЕТСЯ:

  1. Питаться в столовой во время уроков;
  2. Находиться в столовой в верхней одежде и в головных уборах.
  3. Бегать, толкать друг друга, кричать и т.д.
свернуть

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.08.2019 № 525 «Об утверждении специфических санитарно-эпидемиологических требований»

Профилактика нарушений зрения

Профилактика заболеваемости ОРВИ и ГРИППОМ

Здоровое питание - здоровый ребёнок

Организация горячего питания в нашем учреждении образования