Текущее время

Нормативное правовое обеспечение

Перечень нормативных документов

 

1.Кодекс Республики Беларусь об образовании (13.01.2011 № 243-3)
2.Государственная программа развития специального образования в Республике Беларусь на 2012/2016 гг. (Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 07.03.2012 № 210)
3.Образовательный стандарт специального образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 11.06.2010 № 60)
4.Положение о специальной общеобразовательной школе (специальной общеобразовательной школе-интернате) (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 132)
5.Инструкция о порядке создания специальных групп, групп интегрированного обучения и воспитания и организации образовательного процесса в них (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 136)
6.Положение о пункте коррекционно-педагогической помощи (Постановление Министерства Республики Беларусь от 25.07.2011 № 131)
7.Положение о вспомогательной школе (вспомогательной школе-интернате) (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 19.07.2011 № 94)
8.Положение о центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 16.08.2011 № 233)
9.Положение о патронате лиц с особенностями психофизического развития (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 № 92)
10.Положение о группе продлённого дня специальной общеобразовательной школы, вспомогательной школы (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 25.07.2011 № 137)
11.Инструкция о порядке организации подвоза обучающихся (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 30.09.2011 № 247)
12.О некоторых вопросах обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 13.07.2011 № 69)
13.Перечень специальностей, квалификаций для получения профессионально-технического образования, дополнительного образования взрослых на дому лицами с особенностями психофизического развития (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 18.07.2011 № 78/68/68)
14.Медицинские показания и противопоказания для получения образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 12.12.2011 № 128)
15.Перечень заболеваний, которые являются медицинским основанием для освобождения учащихся от выпускных экзаменов (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 27.05.2011 № 45)
16.Санитарные нормы и правила «Требования для отдельных учреждений образования, реализующих программу специального образования на уровне общего среднего образования, образовательную программу специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с особенностями интеллектуальной недостаточностью» от 12.12.2012 № 197
17.Правила проведения аттестации учащихся пи освоении содержания образовательных программ общего среднего образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.06.2011 № 38)
18.Правила проведения аттестации учащихся при освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с особенностями интеллектуальной недостаточностью (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 19.07.2011 № 93)
19.Справка об освоении содержания образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 13.06.2011 № 33)
20.Учебные планы специального образования (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 26.08.2011 № 142)
21.Об утверждении Инструкции о порядке перевода, восстановления и отчисления обучающихся, получающих специальное образование (Постановление Министерства образования Республики Беларусь 20.12.2013 № 130)
22.«Об утверждении инструкции о порядке выявления детей с особенностями психофизического развития и создания банка данных о них» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 05 сентября 2011 № 253)
23.«Об утверждении Положения о совете руководителей учреждений специального образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусьот 20.07.2012 № 87)
24.Инструкция о порядке проведения республиканского конкурса «Лучшее учреждение специального образования» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 15 апреля 2014 № 44)
25.«О внесении изменений и дополнений в постановление Министерства образования Республики Беларусь от 29 октября 2007 № 65 «Инструкция о порядке проведения республиканского конкурса «Современные технологии в специальном образовании»
26.«О некоторых вопросы обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 № 135)
27.«Об утверждении Инструкции о порядке организации получения специального образования в учреждении социального обслуживания» (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 28.06.2011 № 48/55)
28.Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 20.12.2011 № 283 "Аб зацвярджэннi Палажэння аб установе агульнай сярэдняй адукацыi"
29.Аб тыпавым вучэбным плане агульнай сярэдняй адукацыі (Постановление Министерства образования Республики Беларусь от 11.05.2015 № 38)
30.Инструктивно-методическое письмо «Об использовании информационных коммуникативных технологий в образовательном процессе с детьми с особенностями психофизического развития» от 25.05.2012
31.Методические рекомендации «Организация и содержание работы в пунктах коррекционно-педагогической помощи) от 25.05.2012

 

 

Подробную информацию можно посмотреть на сайте спецобразования  asabliva.by.

свернуть

Инклюзивное образование

Методические рекомендации по организации интегрированного обучения и воспитания учащихся с нарушением функций опорно-двигательного аппарата в учреждениях общего среднего образования

Организация безбарьерной среды для детей с особенностями психофизического развития

Детский церебральный паралич

Люди с инвалидностью, которыми восхищается весь мир

Этика общения с людьми с инвалидностью

Фильмы из цикла "Каждый имеет право быть разным" рекомендованные к просмотру к Международному дню инвалидов

3 декабря – Международный день инвалидов

 

Цели полного и равного соблюдения прав человека и участия инвалидов в жизни общества поставлены во Всемирной программе действий в отношении инвалидов, принятой Генеральной Ассамблеей в 1982 году.Промежуток с 1983 по 1992 год был назван Десятилетием инвалидов Организации Объединенных Наций. Целями такого масштабного по времени проекта было повышение информированности и принятия мер в целях улучшения положения инвалидов и обеспечения для них равных возможностей. По завершению десятилетия Генеральная Ассамблея ООН объявила 3 декабря Международным днем инвалидов.
День инвалидов создан ООН для того, чтобы способствовать интеграции людей с ограниченными возможностями в общество.

Законодательство Республики Беларусь всячески защищает права инвалидов. Закон О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь был принят в 1991 году. Людям с ограниченными физическими возможностями гарантируются личная, политическая и социально-экономическая свободы. Дискриминация прав инвалидов Белоруссии преследуется законом.

 

Инклюзивное образование в Республике Беларусь


alt

Сегодня в системе образования республики создана модель интегрированного обучения, что является значительным достижением по сравнению с ранее существовавшей моделью раздельного образования, когда ребенок с инвалидностью не имел никаких шансов обучаться со своими сверстниками в детском саду или в школе. Но по мере развития и расширения классов интегрированного обучения и воспитания и групп в детских дошкольных учреждениях стало очевидно: недостаточно просто открыть двери обычной школы или детсада для ребенка с особыми потребностями и поместить его в обычном классе со сверстниками. Читать далее...

 

 

 

alt

ПРОЕКТ "Концепции развития инклюзивного образования (обучающихся с ОПФР)
в Республике Беларусь"

Концепция разрабатывается с целью реализации права на получение образования всеми детьми, включая детей с особенностями психофизического развития, в учреждениях образования, наиболее приближенных к месту их проживания, на создание условий, максимально учитывающих образовательные потребности каждого обучающегося, раскрывающих потенциал каждого обучающегося.  | подробнее тут...

 

 

 

alt

 

Использование цикла телепередач "Каждый имеет право быть разным" в процессе формирования толерантного отношения к лицам с ОПФР. Конвенция о правах ребенка признает права всех детей, включая детей с инвалидностью, на полноценную и достойную жизнь в условиях, которые повышают его уверенность в себе и облегчают активное участие в жизни общества. А многие ли из обычных людей задумываются о судьбе тех, кому тяжело, многие ли готовы их понять и принять?

свернуть

Интегрированное обучение

Интегрированное обучение и воспитание – организация специального образования, при которой обучение и воспитание лиц с особенностями психофизического развития осуществляется одновременно с лицами, не относящимися к лицам с особенностями психофизического развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании).
Интегрированное обучение и воспитание в Республике Беларусь может быть организовано в дошкольных учреждениях образования и в средних школах.
В средних школах могут быть открыты классы интегрированного обучения и воспитания, в дошкольных учреждениях могут быть открыты группы интегрированного обучения и воспитания.
Цель интегрированного обучения:
способствовать успешной социализации учащихся с особенностями психофизического развития.
Задачи интегрированного обучения:
-освоение содержания образовательной программы специального образования лицами с особенностями психофизического развития в соответствии с образовательными стандартами специального образования;
-исправление и (или) ослабление имеющихся у обучающихся физических и (или) психических нарушений;
-обеспечение социально-психологической поддержки обучающимся и оказание им психологической помощи;
-создание специальных условий для получения специального образования обучающимися с учетом особенностей их психофизического развития;
-формирование и развитие способности к профессиональному самоопределению;
-формирование позитивно ориентированной личности;
-профилактика девиантного поведения у учащихся с особенностями психофизического развития.
Классы интегрированного обучения и воспитания:
полной наполняемости;
неполной наполняемости.
Количество учащихся с ОПФР в классах интегрированнного обучения полной наполняемости.
Наполняемость классов интегрированного обучения и воспитания не должна превышать 20 учащихся, из них:
- не более трех лиц с особенностями психофизического развития нарушениями однородного характера — при обучении и воспитании детей с интеллектуальной недостаточностью, или неслышащих детей, или незрячих детей, или детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (со значительным и резко и резко выраженным нарушением передвижения или его отсутствием);
- не более шести лиц с особенностями психофизического развития с нарушениями однородного характера слабослышащих детей, или слабовидящих детей, или детей с тяжелыми нарушениями речи, или детей с нарушениями психического развития (трудностями в обучении); 
- не более четырех лиц с особенностями психофизического развития с разными (не более двух) нарушениями развития (Кодекс Республики Беларусь об образовании Гл.57, ст .268,п.14.1-14.3).
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания полной наполняемости
Образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью осуществляют учитель-дефектолог по предметам базового компонента (русский язык, математика, белорусский язык).
Учитель-дефектолог проводит занятия в отдельном, оснащенном необходимым учебно-методическим оборудованием, кабинете с 3-6 учащимися с особенностями психофизического развития.
Организация образовательного процесса в классах интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости
Класс интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости создаётся, когда количество детей с ОПФР меньше, чем указано в Кодексе Республики Беларусь об образовании (см. выше).
В классе интегрированного обучения и воспитания неполной наполняемости образовательный процесс при реализации образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью образовательный процесс осуществляет учитель, а учитель-дефектолог проводит коррекционные занятия.

свернуть